Слово сщмч.Серафима в бытность его священником и архимандритом (1893 - 1905 гг.).
Сила покаяния - чудодейственна, но оно прежде всего зависит от того, видим ли мы свои грехи, замечаем ли их, помним ли свои падения, согрешения и беззакония? Сердце и ум грешника обыкновенно теряют эту способность, и человек перестает ощущать, видеть и замечать свои согрешения, которые он привыкает совершать ежедневно, так что ему представляется, будто он не может без них обойтись.
В действительности же только те люди не видят своих грехов, которые еще работают греху. Человек ни за что не овладеет собою, пока не раскается, не раскается - пока не осудит себя, и не осудит себя - пока не познает своих грехов. Поэтому понимающему необходимость постоянного покаяния следует чаще отдавать себе ясный отчет: видит ли он и сознает ли свои грехи? Обязательно знать свои грехи - точно, ясно по числу и все раздельно. Размышляя о своих грехах, следует определить по ним особенности своего характера, расположения сердца и, так сказать, ДУХ своей жизни. Надо строго выяснить, кому мы служим: Господу, себе или греху? Имеем ли в виду всегда Господа, славу Его или себя? За чье имя стоим мы: за имя Божие или за свое? Кающийся грешник должен все это видеть и сознавать, и тогда он, несомненно, признает себя виновным в бесчисленном множестве грехов. Все мы столько согрешаем от невнимания, дурных склонностей, от стремления к земному благосостоянию, к телесному покою, от немощи, увлечений, дурных примеров, от снисхождения к себе и другим, от неведения, что, если углубимся в себя и сличим состояние нашей души с тем, каким оно должно быть по правде, по учению Спасителя, тогда сами устрашимся тяжести наших грехов.
«Кто познал свои многочисленные грехи, тот обязан, - говорит свт.Златоуст, - не гневаться, не раздражаться, но сокрушаться, ибо он есть осужденный, не имеющий дерзновения, обличенный, ожидающий спасения от одной милости, оказавшийся непризнательным к Благодетелю, неблагодарным, бесчестным и достойным бесчисленных мучений!.. Стенай не о том, что тебя накажут, но о том, что ты оскорбил Бога твоего, столь милосердного, тебя любящего и заботящегося о твоем спасении, что Он предал ради тебя Сына Своего на смерть».
Продолжение читайте на нашем сайте.