В Молдове близится бакалавреат-2013 - серия экзаменов, увенчивающих 12-летнее школьное образование.
Бегло просмотрел программы по математике, информатике и географии - в целом нормально, задания интересные, посильные и порой даже привязанные к современным реалиям (написать кодификатор имён участников национального отбора на Евровидение, посчитать объём информации, записываемой вебкамерой за 30 секунд и т.п.). Если бы нам 15 лет назад также кто-то выложил бы в интернете детальную программу экзаменов на бакалавра с примерами заданий, нам было бы куда проще.
Но речь не об этом, а о
конкретной программе экзамена на степень бакалавра по истории. После того, как я увидел среди авторов программы
доктора Демира Драгнева, одного из членов
Комиссии по изучению тоталитарного режима в Молдове, меня посетило нехорошее предчувствие. Насколько объективным при составлении программы может быть человек, который в 1980-е гг был активным членом КПСС и писал школьные учебники по истории, одобренные Институтом Истории АН МССР? Понаблюдаем эволюцию взглядов историка, 25 лет назад прославлявшего
"русско-молдавское боевое содружество" (История Молдавской СССР. Учебник для 7-8 классов. Кишинев: Лумина, 1986):
Причинно-следственные отношения в истории
Современная эпоха
1. Продемонстрируй причинно-следственную связь между экспансионистской политикой СССР и созданием МАССР.
...
3. Продемонстрируй причинно-следственную связь между экспансионистской политикой, проводимой СССР, и подписанием Пакта Молотова-Риббентропа.
4. Продемонстрируй взаимосвязь между процессом коллективизации молдавских индивидуальных крестьянских хозяйств и депортациями 6.07.1949 г в МССР.
5. Продемонстрируй причинно-следственную связь между новым политическим мышлением и окончанием "холодной войны".
6. Продемонстрируй причинно-следственную связь между национально-освободительным движением во второй половине 1980-х гг и провозглашением независимости Республики Молдова.
7. Продемонстрируй причинно-следственную связь между провозглашением суверенитета МССР (23.06.1990) и войной в Приднестровье.
Т.е., 6 вопросов из 7 в разделе современной истории гиперполитизированы, и так или иначе имеют антикоммунистическую и русофобскую направленность (молдавские историки ставят знак равенства между русскими и коммунистами, Россией и СССР). Молдавский школьник, сдающий историю (а это обязательный для сдачи предмет для выпускников гуманитарного профиля), будет вынужден пройти через обязательное оплевывание СССР в своем экзаменационном эссе. Иначе не сдаст экзамен.
А судьи кто?
Вчерашние идеологи советского режима, 25 лет назад промывавшие нам мозги, но в противоположном направлении.