Случайно попалась одна дикая история о том как Дмитрий Новиков - федеральный судья города Сочи правовым образом прижал своих коллег за то, что они получили государственную землю под Олимпиаду, а потом её же государству продали за сотню миллионов долларов. В 2010 году его стали громить в ответ не вполне правовыми методами. Вот, одни из показательных
подробностей этого дела, характеризующих масштаб проблемы
:
-Неприкосновенности коллеги лишили меня задним числом, чтобы отменить мое решение о возможности возврата земли государству. Но в этом случае подлежат отмене все мои решения с 2006 года, а я вел дела по чеченским боевикам, незаконным вооруженным формированиям.
Получается, эти преступники были осуждены не судьей, а каким-то мужиком в мантии и должны срочно выйти на свободу. Представляете?! Ради своей прибыли они дали террористам возможность выйти на свободу!
В то время, когда оперативники УФСБ по Краснодарскому краю летели меня арестовывать, они уже знали о том, что в тот день тайно, в режиме абсолютной секретности, без всякого уведомления меня лишат звания судьи с одной лишь целью - применить ко мне общий порядок и заставить меня молчать своими силами. Я об этом узнал в момент ареста, сидя на лавочке в сквере!
Им были нужны не допросы, а мой арест. Я давал показания по пять, по шесть часов подряд.
...Следователь пил чай, смотрел в окно. Спустя несколько часов моих показаний, четких и очень подробных, он поворачивался ко мне с улыбкой и объявлял: «Новиков от ответа уклонился, так и запишем». Иногда допросы проводились вообще без меня. Протоколы подписывал без меня неизвестный мне адвокат. Но через некоторое время им и это надоело.
Меня раздели догола, привели в кабинет. Начальник следственного отдела, полковник с тридцатилетним стажем, весь такой якобы заслуженный, с наградами, сначала вел торг, просил признать капельку вины и закончить все это по-тихому, в крайнем случае посидеть пару лет, но не получить за это 25.
Я говорю: «А можно меня не раздевать догола, пожалуйста». Он отвечает: «Мы тебя не только разденем, мы тебя посадим в вагон. Куда ты у нас хочешь поехать? В Москву хочешь поехать, на нас жаловаться? Хочешь выступить в Дисциплинарном судебном присутствии или в Верховном суде? Начальник следственного изолятора, посадите Новикова в вагон с зэками и сделайте так, чтобы Новикова всю дорогу насиловали».
Потом, видимо, захотел кушать, человек он пышный, и решил ускорить процесс. Взял пачку документов со стола и начал меня ими бить по лицу, голове. Кричал: «Тебя, козла, нужно повесить на первом столбе. Ты забыл, что право - это есть возведенная в закон воля господствующего класса , а ты к нему не относишься».
А когда я спрашивал, в чем же я так провинился, что меня надо повесить, разъяснил мне, что я мешаю судьям понемножку «щипать» народ и за это же буду ими строго наказан.
Стою я голый, ошарашенный, а начальник следствия дает мне бумаги, говорит: «Видишь, председатель суда, где ты работал, застрелился. Видимо, тебя ждет такая же участь. Сделаем для этого все возможное».
Вообще, за время, что я провел в СИЗО, я научился бороться со стыдливостью. Не по своей воле оказался последователем нудистов. Любое формальное положение о досмотре заключенного можно довести до абсурда, поэтому меня раздевали в день до девяти раз.
...после этого мы перешли к водным процедурам. Меня заводили в бетонную клетушку - душевую два на два метра размером - и включали напор ледяной воды. Я вжимался в угол, скукоживался и ждал иногда по часу, иногда по два, когда все это закончится. Закалялся.
... Потом они узнали, что у меня клаустрофобия. Я испытывал сильный дискомфорт в тесных замкнутых пространствах, а камера крохотная, кровать на 30 сантиметров меньше моего роста, и я, дурачок, думая, что это будет учтено, пожаловался на это доктору. Какая же была радость в следственном отделе! С тех пор, как я озвучил эту медицинскую жалобу врачу, все мое время стало проходить исключительно в металлических ящиках. Меня закрывали в кузове конвойной машины, где я, даже согнувшись, помещался с трудом и не мог пошевелиться, а дверь захлопывалась за два сантиметра от моего носа. Они меня в нее заводили якобы для поездки куда-то, понятно, что мы никуда не ехали. Выключали вентиляцию, свет и держали так весь день. Потом говорили, что заседание отложено, и меня выволакивали на воздух. Вы помните, какое было жаркое прошлое лето. Температура в Краснодаре доходила до плюс 55 градусов. У меня неделями шла кровь из ушей, постоянно терял сознание.
В итоге история закончилась относительно хорошо, довести его до самоубийства не смогли, Верховный Суд оправдал Дмитрия Новикова, теперь он снова судья, за его похождениями можно
у него в фейсбуке наблюдать, судебные тяжбы вокруг него продолжаются, рассмотрение его дела перенесено в Москву. А вот как он же обозначает очевидный способ повышения эффективности судебной системы:
- Согласно Конституции судья назначается президентом... Однако президент и премьер-министр не в состоянии встречаться с каждым, и они доверяют тем бумагам, которые собирают в отношении кандидата прокурор района, начальник полиции, начальники ФСБ, налоговой инспекции и таможни. Любой кандидат на должность судьи должен пройти это сито. А в чем заключается проверка? Ты должен прийти к ним на поклон и, по сути, изначально попасть в зависимое положение от всех этих лиц.
Я не раз был свидетелем, как судьи кричали, смеялись и всячески издевались во время слушания дела над представителем прокуратуры, но были вынуждены, несмотря на всю нелепость, поддержать обвинение и удовлетворить ходатайства прокурорских.
Я считаю, судей должна избирать общественность, как это было в СССР.
____________________
Почему к этому не переходят тоже понятно, коррупция на местах конечно верхи раздражает, но и терять управляемость судей не хочется. А одного без другого не бывает, им придётся сделать выбор. Мы можем им в этом помочь, так как по закону, законодательное собрание субъекта Российской федерации определяет порядок выдвижения
мировых судей и может либо их напрямую назначать, либо предоставить это право посредством выборов непосредственно населению. Ни в одном регионе на это до сих пор не пошли, но технически такое решение принять могут, просто этого сейчас никто не добивается толком. Полномочия мировых судей, конечно очень ограничены, но если нам удастся добиться их избираемости, неизбежно демократизируется вся судебная система, так как судей высшей инстанции набирают зачастую из мировых судей, а положительный пример заразителен.
В конце-концов, резко возросшая в результате выборности роль мировых судей неизбежно приведёт к конфликту этого института со старой судейской корпорацией выше по иерархии, которая либо сама демократизуется, либо от неё будут постепенно откусывать полномочия в пользу мировых судей, под давлением общественного мнения.
Убедительная просьба каждому на своём месте обратиться к своим депутатам регионального парламента с требованием ввести выборность мировых судей в Вашем субъекте федерации. Это изменение регионального уровня и его вполне реально протащить через региональный парламент при должном общественном давлении.