Свободные территории в России

Jun 24, 2014 15:05


Свобода или смерть: как новые технологии изменили либертарианцев




Задолго до того, как венчурный капиталист и миллиардер Питер Тиль выступил с идеей создания независимого островного либертарианского сообщества, 24-летний выпускник Йеля Джейсон Соренс предложил провести куда более приземленный эксперимент для не желающих иметь ничего общего с правительством американцев.

Читать далее

Чрезвычайно интересная идея, наглядно демонстрирующая свою вполне прикладную пользу, хотя бы в контексте развития высоких технологий и бизнеса. Экстремальные её варианты, вроде разрушения аппаратов для парковки, конечно, как положительный пример не рассматриваются, а вот попытки создать точку сборки нового мира -  вполне славная идея. Для России это особенно актуально, хотя бы в контексте противодействия утечке мозгов и вымыванию разношёрстных кадров из страны, полезных хотя бы как налогоплательщики и рабочая сила. В этом контексте, первым заинтересантом в развитии подобных проектов было бы само национальное правительство. Тем более, что такая схема поведения позволяет различным радикалам, вместо уличных беспорядков и революционной активности, концентрироваться на позитивной повестке развития местного самоуправления, доказывая не силой, а делом, работоспособность и пользу своих идей для общества.

Конечно, в России развитие подобных практик крайне осложнено слабым уровнем полномочий регионального и местного самоуправления, и всё же стоило бы всерьёз рассмотреть возможность реализации этой идеи, так как, построить более свободное общество в отдельно взятом регионе и без революции, очевидно, технически проще и реалистичней, чем в стране в целом.

Эффективность этого проекта лежит не только в экономической, но и в политической плоскости. В "Свободный штат" переехало лишь порядка 2000 участников, но за счёт концентрации активистов, они уже смогли получить 12 представителей в региональном парламенте. Возможности влияния на процесс принятия решений от такой концентрации усилий радикально возрастают, не только в локальной точке, но и во всей стране. Если десять тысяч человек чего-то требует, будучи размазанными по всей стране, то их интересы можно легко проигнорировать. Если они концентрированы в одном регионе, то они без труда могут вполне легальными способами влиять там на власть (для куда более технически сложной задачи по силовому взятию власти большевикам хватило 0,1% населения от числа жителей Российской империи). И уже от имени целого субъекта федерации, обладающего правом законодательной инициативы, способного, пусть небольшое, но всё же самоуправление на месте демонстрировать, требовать тех или иных изменений от федерального правительства куда реалистичней. В эпоху информационных технологий, бегать по каждому подъезду с газетой "Правда" не обязательно, можно хоть с Луны агитацию вести, главное чтобы эта агитация была достаточно наглядной. Пример делом, в этом смысле, особенно актуален.

Идеи делать это вне родной страны заведомо утопичны, так как там Вы заведомо маргинал, не способный существенно влиять на процессы принятия решений в чужой стране. Предложение попробовать это совсем с "чистого листа", соорудив где-нибудь в океане плавучий остров, тоже сомнительно, учитывая, что смысл в активном взаимодействии и кооперации с многими людьми, а не в самоизоляции и дауншифтинге, в условиях которых возможности положительного влияния на социум минимальны.

Какой же субъект федерации России может быть выбран для реализации подобного проекта?


Очевидно, это должен быть малонаселённый регион, желательно в благоприятной климатической зоне, с выходом к морю (без чего будет затруднительна миграция в него и его коммерческое развитие). Национальные окраины также в расчёт не принимаются, поскольку подобные попытки в их отношении будут местными жителями восприняты в штыки, как попытка лишить их этнической идентичности толпами чужаков-колонистов. Не трудно заметить, что в России претендентов на роль такого региона не много - Магаданская область, Чукотка и Камчатский край отсекаются из-за своей транспортной удалённости и климатической недоброжелательности, Республика Алтай не подходит, в условиях своих этнических особенностей (более консервативные малые народы не оценят такие социальные эксперименты на их исконных землях) и отсутствия выхода к морю.

В общем-то, остаётся лишь один вариант - город федерального значения Севастополь. Незначительная численность населения (340 тысяч человек) + выгодное климатическое и географическое положение в курортной зоне, привлекательной для миграции + статус города федерального значения, что позволяет очень удачно и продуктивно концентрировать усилия + лояльность этим идеям региональных элит + портовый и военный характер города затачивают его под открытость, рыночную экономику и самооборону больше, чем кого-либо ещё, а очевидный его национально-патриотический характер с военной базой,
исключают опасения сепаратизма (с соответствующими рисками разгрома этого проекта), неизбежные в большинстве других вариантов + после всего произошедшего, местным жителям не привыкать к радикальным экспериментам и особых альтернатив развития региона через построение там русского Гонконга, в принципе нет. Геополитические особенности этого региона являются одновременно не только трудностью, но и преимуществом, так как в условиях международных экономических санкций, там есть острая востребованность в развитии экономики и притоке свежих кадров, а к мнению и опыту этого региона приковано особое внимание.

Основной трудностью в реализации этого предложения будет скорее субъективный фактор, так как аудитория, лояльная подобным идеям, как правило негативно относится к крымскому прецеденту, к сожалению. С другой стороны, объективные преимущества данного варианта, вероятно превышают недостатки его восприятия. К тому же в России реализация подобного проекта силами одних либератрианцев невозможна (даже в США их катастрофически мало), здесь потребуется привлекать всю "правую" аудиторию (подавляющее большинство среди которой - консерваторы и националисты), в условиях чего специфика Севастополя опять является скорее его преимуществом, а не недостатком.

Федеральное правительство дополнительно заинтересовано в подобном эксперименте, так как его реализация повышает шансы на легализацию Крыма в составе РФ, в условиях повышения его международного значения и поддержки, а также нейтрализации авторитарного имиджа и практик, наличием которых критикуют присоединение к России этого региона.

Как Вам эта идея создания вольного города в России? Кто готов обсудить это предложение и участвовать в его реализации?

свободный штат, вольный город, самоуправление, страноведение, США, Россия, Севастополь

Previous post Next post
Up