Оригинал взят у
v_medvedchuk в
Рознь можно прекратить лишь соглашением Недавно на парламентском заседании Инна Богословская, сравнив донбасский конфликт с ольстерским, заявила: «Украина сегодня на много лет входит в ситуацию, в которой прожила Великобритания с Северной Ирландией. К сожалению, это так. Мы должны понять это, и парламент должен принять новую антитеррористическую стратегию, обеспечивающую безопасность граждан в собственной стране».
Думаю, к такому сравнению будут прибегать еще не раз, поскольку сходство действительно есть. Однако необходимо понять, что же помогло положить конец этому конфликту, который длился много десятилетий. А покончила с ним отнюдь не антитеррористическая стратегия, о которой говорит Богословская, как всегда в духе «слышала звон, да не знаю, где он». На самом деле уладить конфликт помогло Белфастское соглашение, или Соглашение Страстной пятницы, ибо подписано оно было в Страстную пятницу по григорианскому календарю - 10 апреля 1998 г. Вот основные положения этого документа.
Признается, что большинство жителей Северной Ирландии хотят остаться в составе Великобритании, однако существенная часть населения выступает за объединение с Ирландской Республикой. Обе позиции признаются легитимными, вместе с тем в соглашении признается, что Северная Ирландия остается частью Великобритании, пока этого желает большинство ее жителей. Да, в условиях, когда в провинции численно преобладают протестанты - потомки британских переселенцев, изменение статуса провинции в обозримом будущем нереально. Но показательно, что Лондон не цепляется за территориальную целостность как за абсолютную ценность (и не только на словах, но и на деле, ибо в этом году пройдет референдум о независимости Шотландии, исход которого непредсказуем). Не говоря уже о том, что никакого преследования за сепаратизм, пока эта идея отстаивается без применения насилия, в Великобритании нет.
Соглашение устанавливает автономию Северной Ирландии, ее право иметь свой законодательный орган и свое правительство. При этом в правительстве должны быть пропорционально представлены все партии, прошедшие в парламент. Таким образом происходит своеобразное принуждение к консенсусу.
Ирландская Республика отказалась от закрепленных в ее конституции прав на территорию Северной Ирландии, однако соглашение дало ей легитимные механизмы участия в североирландских делах в рамках двух созданных согласно этому документу структур. Механизмы участия обеспечиваются как через диалог Дублина и Лондона в рамках совета Британских островов, так и через диалог Дублина и Белфаста в рамках совета межирландского сотрудничества.
Только такие уступки весомому меньшинству населения провинции и гарантировали наконец мир. И именно эту информацию, а не мифы об успешной антитеррористической стратегии должны знать украинские политики. Думается, опыт урегулирования ольстерского конфликта полезен не только для восстановления мира и спокойствия в отдельных регионах Украины. Правомерно использовать элементы этого опыта и на всей территории страны. Украину, раздираемую противоречиями из-за тяготения части населения к Западу, а части - к России, можно рассматривать как аналог Ольстера, часть населения которого тяготеет к Великобритании, а часть - к Ирландии.