Последние события вокруг Крыма открывают достаточно небольшой манёвр для прогнозирования. Уже сейчас ясно, что Кремль не сможет бросить Крым, а Запад в целом и США в частности, не смогут оставить это решение без санкций против России, первое место среди которых занимает запрет на импорт российских вооружений. Последствия этого шага для экономики России будут весьма болезненными, ведь Россия занимает второе место в мире среди экспортёров оружия, занимая порядка 27% от его мировых объёмов и ежегодно зарабатывая на экспорте продукции ВПК более 400 млрд. рублей. Оборонно-промышленный комплекс обеспечивает работой около 3-х миллионов россиян.
Тем временем, не последнюю роль в ВПК занимает лёгкое стрелковое оружие, обеспечивающее нужды не только регулярных армий, но и гражданских потребителей, покупающих оружие и патроны для самообороны, охоты, коллекционирования или стрелкового спорта. На сегодняшний день Соединенные Штаты Америки, благодаря специфике своего правового регулирования гражданского оружия, составляют 65% общемирового рынка спортивно-охотничьего оружия. Для Российского экспорта этот рынок ещё более значим. Так, например, в 2012 году 83% экспорта продукции ключевого в отрасли предприятия «Ижмаш» приходилось на США, или более половины производимого предприятием гражданского оружия (при том, что сама доля гражданского оружия на предприятии достигает 70%) . Для завода «Молот» (Вятские поляны), эта цифра потенциального обвала производства продукции доходит до 50%. В год на гражданский рынок США поступает порядка 1 миллиарда патронов российского производства (для сравнения - ежегодное производство патронов на 1991 год, в период пикового развития советского ВПК, насчитывало 6 млрд. штук). Следующим по значимости после США для российского экспорта лёгкого стрелкового оружия, является рынок Европейского Союза, который также в ближайшее время будет закрыт для российских предприятий.
При этом, именно ВПК и рынок гражданского оружия в частности был одной из немногих сфер российской экономики, демонстрировавших двухзначный годовой рост даже в период разгара экономического кризиса, являясь в этом смысле, ключевой сферой для высокотехнологичного развития и модернизации отечественной экономики.
Неизбежные санкции в отношении российского оружия и боеприпасов, фактически будут означать коллапс и разорение отечественного ВПК, по крайней мере, в области лёгкого стрелкового оружия. Ни о каком опережающем развитии отрасли и свободных средствах для модернизации стрелковых производств, в этих условиях также нельзя будет говорить, а это - не только серьёзное сокращение налоговой базы и рабочих мест, но и прямая угроза национальной безопасности. Легко предположить, что оружейную отрасль будут пытаться спасти за счёт бюджетных вливаний, увеличения государственных заказов и субсидий, однако долго и системно это продолжаться не может. У российского бюджета сейчас и так не лёгкие времена, поэтому чтобы избежать угрозы коллапса российской экономики в целом и разорения отечественной оружейной отрасли в частности, в ближайшее время следует всерьёз поднять вопрос о развитии внутреннего, гражданского стрелкового рынка который смог бы, по крайней мере, компенсировать последствия международных санкций. Это возможно через реализацию комплекса законодательных мер, направленных на развитие стрелковой инфраструктуры, охоты, гражданской самообороны, а также непосредственно расширения гражданских прав на оружие, например через устранение ограничений на длину ствола доступных уже сегодня гражданам типов нарезного оружия и стажа, необходимого для его получения.
Напомним, кстати, что в соседней Украине не существует внедрённого в России 5 летнего стажа необходимости владения гладкоствольным оружием для приобретения нарезного оружия, однако, тем не менее, это оружие всё равно не замечено за противоправным использованием, даже в самые нестабильные периоды (напомним, что использование оружия и использование легального гражданского оружия - две большие разницы).
Учитывая реальность угроз военного столкновения, востребованность гражданского вооружения и повышения оружейной культуры населения выходит далеко из плоскости чисто экономической актуальности.
Мы надеемся, что всё это российские политики смогут понять до того, когда непосредственная мобилизация потребуется, или российский ВПК уже столкнётся с угрозой коллапса под давлением экономических санкций.