9 февраля 2014 году сотрудник частного охранного предприятия в состоянии алкогольного опьянения и депрессии
ворвался вооружённым гладкоствольным ружьём (по предварительным данным - служебным) в храм Южно-Сахалинска и устроил стрельбу по иконам и людям, в результате чего погибла монахиня и прихожанин, ещё шестеро человек ранено.
Произошедшей трагедии предшествовал инцидент, когда в московской школе несколькими днями ранее было убито 2 человека и один ранен. Можно бесконечно рассуждать о проблемах падения нравов, важности профилактики преступлений и совершенствования психиатрии, однако вряд ли это избавит нас от повторения подобных трагедий.
В соседней Финляндии, например, самая лучшая
по международным оценкам система школьного образования, что не исключает в этой стране практику массовых убийств, в том числе школьниками. В Китае господствует цензура и государственная идеология с полным запретом гражданского оружия, однако это не исключает в этой стране регулярное повторение массовых убийств при помощи колюще-режущих предметов. Сколько точно подобных, потенциальных маньяков живёт в России среди нас и как быстро они проявят себя сказать сложно, но, несомненно, их не одна тысяча и подобные трагедии массовых убийств ещё будут, вопрос лишь в том, насколько будет к ним готово наше общество.
То, что такие инциденты происходят не только с гражданским, но и служебным оружием, а ранее и в исполнении сотрудников полиции (дело Евсюкова) отчётливо показывает, что данная угроза исходит не от группы владельцев гражданского оружия, а носит значительно более широкий характер. Учитывая, что трагедии массовых убийств, в том числе и в России (резня в Бибирево - 3 убитых и 9 раненых ножом) регулярно происходят не только при помощи огнестрельного оружия, но и с помощью других подручных инструментов, проблема даже не в инструментах, при помощи которых подобные инциденты возможны. Социально опасный индивидуум опасен вне зависимости от того, что он использует в качестве оружия. Если в ответ на эти трагедии в России запретят гражданское оружие и разоружат охранников, то подобные убийства продолжатся и лишь усилятся с использованием альтернативных подручных инструментов, подхлестнув кроме этого ещё и обычную преступность, лишённую сдерживания. Не случайно, что абсолютное большинство массовых убийств в США совершается в зонах и штатах, где запрещено ношение оружия, что не сдерживает, но только провоцирует преступников.
Чтобы понять, как подобные трагедии избегать в будущем, нам необходимо обратиться к опыту обеспечения безопасности. Прежде всего, это российский же опыт охраны первых лиц, политиков и коммерсантов, государственных и коммерческих объектов, которые защищает от насилия вооружённая охрана. Однако, позволить её себе может далеко не каждый, к тому же практика показала, что и от эксцессов связанных с охранниками нужна защита которую в состоянии обеспечивать обычные граждане, в том числе и служители религиозных организаций.
В апреле 2013 года православный священник из Ельца
защитил с пистолетом свою дочь от группы пьяных насильников. В июне того же года один из умеренных муфтиев в Дагестане
застрелил напавшего на его дом боевика, обратив остальных в бегство. В сентябре 2012 года муфтии Поволжья
попросили полномочного представителя президента разрешить им ношение оружия для самообороны после серии нападений экстремистов в Татарстане.
В данный момент, в целях необходимой обороны, повседневное ношение короткоствольного нарезного огнестрельного оружия разрешено следователям, прокурорским и судебным работникам, но мы убеждены, что жизни остальных профессиональных групп не настолько маловажны, чтобы лишать их эффективной защиты. Сложная этно-религиозная и социальная обстановка в России говорит о том, что подобное право необходимо и другим гражданам, особенно из групп риска и тем, кто по долгу своей работы несёт дополнительную ответственность за жизни людей посещающих их учреждения. С января 2014 года священникам на Филиппинах
разрешили владение пистолетами, и мы уверены, что если правительству России не безразлична национальная безопасность, на подобные шаги расширения прав граждан на вооружённую самозащиту, хотя бы для отдельных профессиональных категорий, необходимо пойти и в нашей стране.
Люди всегда будут сходить с ума и представлять потенциальную опасность для окружающих. Избежать этого невозможно, так же как поставить полицейского в каждое место, где это может произойти. Но мы можем повысить защищённость общества, сдерживая и страхуя друг друга от подобных кризисов. Хочется верить, что общество сможет убедить в этом власти, до того, как подобные трагедии повторяться. В прошлом году в России было убито
36,7 тысяч человек. На душу населения - это высочайший показатель в Евразии, в разы опережающий уровень убийств в любой развитой стране. Было бы крайне не осмотрительно думать, что эта проблема нас не касается и не угрожает каждому из нас. Мы просто обязаны брать ответственность за обеспечение безопасности самих себя и тем более наших близких - отрицать это - значит проявлять безответственность и становиться соучастниками преступлений, подрывая защищённость общества.
Кстати, если кто-то считает, что РПЦ, например, не поддерживает самозащиту, вот интервью, где глашатай основной церковной организации в России открыто называет самооборону религиозным долгом:
Click to view
Поэтому мы рассчитываем выйти на РПЦ и заручится от них поддержкой требования расширения прав на оружие, хотя бы для священнослужителей, пока подобные трагедии не повторились.