5 февраля 2014 года в ответ на резонансный факт двойного убийства в одной из московских школ МВД России
заявило о росте числа преступлений с использованием зарегистрированного огнестрельного оружия за 2013 год на 64,4%, с 354-х до 583-х преступлений в год. В МВД также отметили рост утрат гражданского оружия на 53,1%, до 6080 единиц оружия в год. Кроме того, в сообщении называется "тревожной" ситуация с хищениями у граждан принадлежащего им огнестрельного оружия. "Рост таких преступлений отмечается на 5,8% (похищено 1761 единиц оружия)", - заявляют в МВД.
В ответ на это полицией ведётся разработка законопроектов, направленных на ужесточение санкций за небрежное хранение огнестрельного оружия. Обсуждается введение запрета на хранение оружия его владельцами по месту жительства, в случае, если совместно с ним проживают лица, страдающие психическими расстройствами поведения, больные алкоголизмом или наркоманией либо лица, в отношении которых осуществляется административный надзор. Рассматривается предложение расширения полномочий частных охранных предприятий в части проведения личного досмотра при осуществлении пропускного режима.
Нельзя говорить о росте преступности с легальным оружием без данных о соотношении в этой статистике тяжких преступлений, таких как убийство, ранения и грабежи, к мелким нарушениям формальных процедур. К счастью, похоже, и в МВД понимают, что в первую очередь необходимо контролировать людей из групп риска, а не само легальное оружие в руках законопослушных граждан. Однако вместо прямых запретов, физическая реализация которых крайне маловероятна, важнее вести просветительскую работу о том повышенном уровне ответственности, которые несут семьи, где проживают люди из групп риска, в отношении которых необходимо предпринять максимально возможные меры по исключению их доступа к оружию.
Необходимо более взвешенно подходить к статистике роста преступлений и халатности связанной с гражданским оружием. Эти преступления приходятся на более чем 6,4 млн. единиц зарегистрированного в России гражданского оружия. Даже с учётом роста зарегистрированных преступлений с этим оружием, в противоправных целях оно используется не чаще 0,009% от общего числа легального оружия - в 30 раз реже, чем
автомобили и в 40 раз реже, чем преступления фиксируются среди
полицейских.
Всего же
совершено 7,6 тысяч преступлений с использованием оружия. Таким образом, преступления с легальным оружием совершались в 2013 году в 7,6% случаев вооружённой преступности.
Так же, по данным МВД за 2013 год зафиксировано 27 тысяч преступлений с незаконным оборотом оружия. В общем массиве «чёрного рынка» гражданское оружие
не выступает сколько-то заметным фактором снабжения.
Невозможно обсуждать роль гражданского оружия без учёта случаев его использования в целях необходимой обороны, однако такой статистики даже не ведётся в России. Рост утрат гражданского оружия, в большинстве случаев, может быть обусловлен перетеканием оружия в теневой сектор именно вследствие наметившегося усиления административного давления. Попытки замены эффективного контроля запретами оборачиваются вытеснением оружия из полицейского учета, перетеканием его на теневой рынок и ростом преступности с использованием нелегального оружия.