К президентскому посланию ФС в 2013 году: как приручить дракона?

Dec 12, 2013 18:06


Президент России выступил с интересным посланием Федеральному Собранию России в 2013-м году.

Было сделано принципиально важное признание, что проблема стагнации отечественной экономики связана, прежде всего, не с внешними факторами, а с внутренними. Если совсем точно, то именно неуправляемая разросшаяся государственная машина является основной проблемой России, президент, в сущности именно это сказал, начав с признания важности правозащитных НКО и контролирующих государственные органы общественных советов и продолжив на протяжении всего остального выступления.

Показательно, что президент декларирует стратегическую миссию России на 21-й век - развитие Сибири и Дальнего Востока и понимает методы этого развития - снижение налогов, создание особых зон инвестиционного развития с налоговыми каникулами, как будто остальной стране не нужно этого развития. Развитие демографического потенциала также выделяется как особый национальный приоритет, а методом его реализации признаётся радикальное упрощение бюрократии в процессе строительства. Развитие качества социальной политики также видится президентом через развитие конкуренции, привлечение НКО, волонтёров и предоставление бюджетного финансирования по принципу подушевого финансирования. Не только государственным, но и негосударственным учреждениям, оказывающим социальные услуги, т.е. через «рыночные» методы. Стимулирование инвестиционной экономики и решение межнациональных проблем президент также видит посредством децентрализации и перемещения полномочий и финансов на уровень региональных полномочий. Развитие системы здравоохранения также видится президентом через развитие системы медицинского страхования, т.е. всё той же «рыночной», самоорганизационной методики.

Если кто-то считает, что «деофшоризация» не является при этом «рыночной» мерой, следует понимать, что резиденты России сохраняют права на бюджетные услуги, но уходят от их налоговой оплаты через «офшоры», получая, но не отдавая взамен, что нарушает фундаментальные принципы добровольного обмена и сотрудничества. Конечно, по уму следовало бы создать более конкурентную «офшорную зону» в пределах самой России и конкретизировать перечень бюджетных услуг за налоги. Условно говоря: в случае если условный Бантустан отжимает собственность российских налогоплательщиков, то российская армия его бомбит, а спецслужбы свергают местное правительство, имея определённые обязательства по защите прав и интересов родных налогоплательщиков - тогда резидентами России будут даже несмотря на наличие более дешёвых, но ни к чему не обязывающих офшоров в других странах. Однако, мы до этого так и не дойдём, пока собственность и крупные налогоплательщики не станут достаточно легитимными, в том числе посредством разрыва договоров России об отказе от двойного налогообложения. «Зачем защищать собственность буржуев, если они не платят здесь налоги?» - так думают не только некоторые чиновники, но и многие избиратели. Эта ситуация как с трудовой миграцией - пока она в массовом порядке есть, избиратели не будут заинтересованы в развитии новых рабочих мест частным бизнесом, видя в этом в основном угрозу нового криминального трафика и антисанитарии, предпочитая надеяться на бюджетные субсидии. В сферическом вакууме и идеале, рынки должны были бы быть свободными, но они такими не станут, пока институты собственности не легитимны, для чего необходим определённый болезненный переходный период.

Просто задайте себе вопрос, какой смысл чиновникам улучшать местную инвестиционную среду и привлекать в регион бизнес, если бизнес всё равно не будет платить налоги, уводя их в офшорные зоны? Конечно, предприниматели нужны просто потому, что те или иные потребности общества удовлетворяют и новые рабочие места создают, что делает их социально полезными без всяких налогов, но далеко не все это могут понять сегодня. Люди смогут это сделать, когда уровень жизни и накоплений в обществе радикально возрастёт, поставив большинство избирателей на позиции крупных налогоплательщиков, а для этого смотрите пункт первый.

В сущности, везде, где президент планирует реальное развитие, он отмечает необходимость развития методами высвобождения частной инициативы и рыночной самоорганизации, бюджетной экономии на «офшорных» компаниях. Сравнительная статистика угнетающе большой доли государства в экономике и завышенный уровень бюрократического регулирования в свою очередь иллюстрируют, что не только для лидирующих по своей динамике развития экономик, но и среди развивающихся стран в целом, эти самоорганизационные надежды главы государства остаются очень далеки от реальности. Россия по-прежнему критически зарегулированное государство с разросшимся, слишком прожорливым для её уровня развития, государственным бюджетом. Бюрократия высасывает из общества слишком много соков, чтобы национальные ресурсы оставались в частных руках на реальное развитие.

И всё же, даже сама управленческая машина в своей вершине понимает источники проблем и методы их решения, но в своём основании эта же машина действует по принципу «Васька слушает, да ест». Жаждущее сильной руки электоральное большинство тоже не особо желает расширения горизонтов личной свободы и ответственности, мечтая скорее о некоем «добром Брежневе» роль которого вынуждены выполнять в Кремле, хотя прекрасно понимают тупики этого подхода. Но лишаться поддержки избирателей тоже не хотят, хотя жизнь, как видим, всё активнее заставляет это делать. Не случайно, по индексу экономической свободы Россия продвинулась за последний год на целых 0,6 пунктов, что, конечно, остаётся чудовищно малыми темпами развития на фоне других конкурентных экономик, объясняя причины и пути решения сложившегося замедления национального развития.

Владимир Путин, экономика, самоуправление, президентство, Россия

Previous post Next post
Up