Фактор вооружённого народа в истории и современности

Feb 27, 2013 16:33


Иррегулярные вооруженные формирования остались стране в наследство от догосударственной общественной модели военной демократии. И государство сделало все, чтобы понизить роль этих формирований в своем военном потенциале.

Казачество было остатком военной демократии. Остатком, с которым боролись. Но с которым потом смирились и который потом приручили. Но как раз казачество обеспечило свыше 3/4 российских территориальных приобретений. Сибирь империи преподнесли казаки. Почти на «блюдечке с голубой каемочкой». Южную Россию тоже. В конце концов, российское государство по просьбе турецкого султана даже сдерживало донских казаков в их наступлении на Причерноморье и Северный Кавказ. А потом лицемерно «принимало» завоеванное казачьей кровью. Завоеванное не только без поддержки государства, но и при недоброжелательном нейтралитете его.

А Украина? Запорожское казачество было инициатором и ядром освобождения Украины от поляков. А потом, когда и казаки, и поляки предельно истощились во взаимной борьбе, Московское государство «милостиво» приняло Украину в свой состав, закрепив то, что было на 90 % уже завоевано самим запорожцами.

Но казаки не только были тараном территориальных приобретений. Казаки еще и обеспечивали закрепление результатов приобретений. Они, например, были решающей силой при штурме Очакова и Измаила, о чем по вполне понятным причинам, умалчивает имперская историография. Трудно переоценить роль казаков и в разгроме Наполеона.

Без казаков невозможно было бы закрепление России на Северном Кавказе.

Если сравнить по критерию «затраты - эффективность» действия казаков и действия регулярной армии в процессе территориальной экспансии России, то окажется, что эти остатки догосударственных народных вооруженных сил как минимум на порядок результативнее государственных
с

Кстати, Россия в этом смысле не была уникальной. Та же Британская империя была создана индивидуально практикующими "пиратами" и компаниями осуществлявшими колонизацию (см. "Ост-Индская компания" и "каперы"), а профукали европейские империи свои колонии именно после того как чиновники оттеснили коммерсантов и частно заинтересованных в территориальной экспансии авантюристов вроде казаков.

В этом смысле и современные внешнеполитические операции НАТО на Ближнем Востоке скорее просто являются способом освоения огромных военных бюджетов после окончания Холодной войны, в то время как настоящий порядок в разных проблемных точках планеты удастся навести только когда этим будут заниматься не правительства, с которыми быстро священные войны за независимость начинают вести, а исключительно частные коммерческие структуры осуществляющие и военные операции и хозяйственное освоение территорий, тогда как позитивная роль централизованного правительства при этом вообще не просматривается.

России есть чему и на Кавказе поучиться из истории - пока там можно будет пафос освободительной войны с регулярными силовыми ведомствами разворачивать, то кровоточить этот регион будет и дальше. Не спроста казачьи формирования юга России выражали желание ещё в период 90-х годов конституционный порядок в регионе самостоятельно наводить, но были в этом процессе сдержаны, хотя им, напротив, следовало бы дать карт-бланш хотя бы в той же мере, как до этого чеченским сепаратистам руки развязали и после этого забыть о проблемах сепаратистских тенденций и нарушения прав русского населения в регионе. В первые месяцы взаимных столкновений с казаками, чеченские националисты умерили бы свой пыл и вместо десятилетней бойни и радикализации всё бы ограничилось локальными стычками и региональными договорами между чеченцами и казаками о правовых рамках игры, которые бы даже не потребовали привлечения федеральных органов власти и регулярных войск если бы перед этим казаков в правах и свободах не поражали. Исламский фундаментализм и терроризм бы в этих условиях в принципе бы не возникли, поскольку терроризировать можно абстрактных избирателей и государственные институты, но невозможно разворачивать террор против такой же децентрализованной силы в лице казачьего населения - любой акт агрессии против вооружённого народа будет лишь приводить к лучшему его вооружению и ответному стихийному насилию, в условиях чего инициировать насилие просто будет не выгодно и сами же горцы своих экстремистов передавят, чтобы не получать за них ответное коллективное и стихийное насилие.

Однако, чиновники считают себя слишком умными и цивилизованными, чтобы такими методами действовать, поэтому мы ещё долго будем умываться кровью и тратить на эту проблему триллионы вместо её быстрого системного решения простым разрешением вооружения на местах и расширения возможностей необходимой обороны, вплоть до легализации частных вылазок на соседнюю территорию в поисках преступника. Запрет подобных практик не избавляет нас от них, но делает их исключительно односторонними, когда Буданова застрелить в центре столицы можно, а даже попытка русских вооружиться будет подавлена на месте, вместе с их зачатками национального самоосознания. Это не какой-то антирусский характер правящего режима, это обычные плоды топорного горизонта возможностей государственного регулирования, которое не может решить за нас наши проблемы, но талантливо может новые создавать и старые проблемы усугублять. Пока вместо констатации факта неэффективности государственного вмешательства, будут продолжаться заклинания о антирусском характере политического режима и какой-то злой воле, что им движет - эти проблемы так и не будут решены.

Нам говорят, что из-за проблем России на Кавказе, у нас нельзя право населения на оружие расширять. Да нет же, адекватное знание истории принуждает нас к тому, чтобы именно для решения наших проблем на Кавказе в первую очередь права и свободы населения расширять, также как для роста уровня жизни населения нужно не подождать, пока мудрый чиновник ресурсы, которых нет, вдруг распределит, а первым делом создавать благоприятные условия для предпринимательской инициативы. Безопасность в этом смысле - это такой же ресурс, как богатство и подчинена она тем же законам социальной самоорганизации, которые государство упорно даже не пытается понять, хотя и само правительство к нам не с Нибиру спустилось, а является таким же результатом этой самоорганизации, эффективность которой сегодня серьёзно испорчена.

право на оружие, безопасность, история, казачество, война, империализм, самоорганизация, конфликтология

Previous post Next post
Up