Протест и ненависть в России

Feb 07, 2013 13:58


Почему так получилось, что через 12 лет «стабильности», в России вдруг за последний год озаботились судьбой Сталинграда, гомосексуалистов, начали пересматривать принципы «светского государства», развернули баталии вокруг РПЦ и иже с ними?


Большую часть своего президентства Путин реально занимался консолидацией нации в качестве антикризисного менеджера, со всей спецификой древнеримского диктатора избираемого с неограниченными полномочиями в трудную годину для Республики. Он обещал укреплять законность, сокращал государственные расходы, реализуя принципы социальной ответственности, выстраивал вертикаль власти, боролся с местными князьками и т.д. Однако всё когда-то выхолащивается, интересы стабилизации страны и антикризисного управления были заменены необходимостью её свободного децентрализованного развития с легитимными нормами. И вот, в обществе к декабрю 2011 года сформировался против «сильной руки» другой, альтернативный национальный консенсус, суть которого сводится к тому, что в России нужна демократия, открытая политическая конкуренция, не нужны политические репрессии, фальсификации выборов и т.д. Такие мысли витали даже в большинстве голов функционеров «Единой России», однако со всех стороны было сделано всё возможное, чтобы маргинализовать и дезорганизовать этот вектор обновления страны.

Этот национальный компромисс не был сварен в пробирках оппозиционных функционеров на деньги госдепа, а скорее просто накопился и прорвался в самом обществе, переросшем свои ветхие и примитивные институты, как буржуазно-мещанские республики перерастают дворянские феодальные аристократии, при том, что сами королевские династии и дворяне зачастую поддерживают этот процесс в самых удачных случаях, вроде Великобритании и Скандинавских стран. Ну а в неудачных случаях всё заканчивается как в России, что в 1917, что в 1991, что сейчас. Первые массовые акции протеста после последних думских выборов были большой неожиданность не только для Кремля, но и для оппозиционных лидеров. Тогда на одну площадь вышли и либералы и националисты и коммунисты и ультраправые и ультралевые, под общей эгидой «рассерженных горожан» - того креативного класса, что успел за последние годы вырасти в стране и нуждался в большей свободе. Это была экстренная для всех ситуация, пробудилась низовая сила, которая могла если не взять власть в стране, то, по крайней мере, определять её политику, став альтернативным Кремлю центром власти, с которым бы потребовалось советоваться, а то и оставить ему большую часть изымаемых государством ресурсов.


По уму, в этой ситуации надо было бы пойти на реальные глубинные реформы, послушав созревшее до свободы общество, открыв политику для конкуренции, отказавшись от политических чисток, сформировав новый, легитимный парламент и т.д. А то, что в России не легитимная дума - социологический факт, в условиях лишь 38% её одобрения в обществе. О каком представительстве и законности в этих условиях может идти речь? Путин, сохраняя свою усечённую административно, но возросшую в области поддержки и морального влияния власть, мог бы уже остаться в истории как мудрый отец нации, вырастивший свой народ от массовых стонов о необходимости реинкарнации Сталина и плевавшегося на «либеральную» эпоху 90-х, до сознательных и ответственных граждан, сумевших преодолеть внутренние раздоры и ненависть друг к другу, в общих интересах честной и открытой конкурентной политической системы.

Оппозиционные лидеры в этом смысле сами несут значительную часть ответственности за то, что этого не получилось. Ведь, любые предложения следует делать с определённым этикетом, даже требования о капитуляции офицерам враги предлагают со всеми почестями и уважением. А выдвинутые лозунги в духе «Путин должен уйти», «Ни одного голоса Путину» и прочие личные оскорбления вполне на тот момент и до сих пор легитимного президента при, в значительной мере, нелегитимной Госдуме, закономерно сделали невозможным адекватное отношение к этим протестным выступлениям со стороны власти. И вместо сотрудничества по укреплению легитимности и эффективности политической системы, власти начали воевать с оппозицией, чему она сама в значительной мере способствовала.

И тут началось… «Рабочие уральских заводов против буржуев в норковых шубах!». "Креативный класс" стал ругательным термином, хотя социологически, всё общество по результатам текущей научно-технической революции должно перейти в «креативный класс», поэтому уничижительные отзывы о нём выглядят не более осмысленно, чем презрение крепостных крестьян в отношении фермеров и горожан. «РПЦ - пособники режима!». Получила прекрасную раскрутку история ничтожного и глупого акта вандализма в храме, в результате чего понятия «атеист» и «демократ» стали синонимами, с соответствующей стигматизацией и суицидом оппозиции. «Геев нужно запретить!». И вот уже либералы встают на их защиту, а консервативная, даже оппозиционная общественность их начинает ненавидеть с новой силой. «Сталинград вернуть!». И на место разговора о актуальных событиях выходят бессмысленные исторические холивары. «Сирот из страны не выпускать». Ну и т.д.

Всё это - не признак случайного помутнения рассудка, а целенаправленная, спланированная кампания по дезинтеграции общества, по его расколу на множество ненавидящих друг друга фрагментов, которыми можно было бы дальше управлять и которые бы уже не помышляли об общих интересах. Разделяй и властвуй - divide et impera, в своих самых блистательных с политтехнологической точки зрения формах. Однако, эта политика стравливания и дезинтеграции общества даёт властям лишь краткосрочные преимущества. В долгосрочных масштабах, опираясь на всё сокращающееся лояльное большинство, власти, канализируя его ненависть на различные меньшинства, неизбежно дробят и отсекают от себя то один, то другой элемент общенационального консенсуса, на котором они сами же и стоят. И вот, из «обоймы Путина» уже «ссаными тряпками» прогнали «средний класс», «гомосеков», «либералов», «националистов», «атеистов» и пр. и пр., хотя все эти группы, пусть и частично, явно его поддерживали раньше, но теперь стали его стойкими врагами. Консолидация нации за счёт ненависти к собственным сожителям - это очень опасная материя, примерно тем же занимался Гитлер, сплачивая немцев против евреев. Для него это очень плохо кончилось, но здесь, отсутствие прямой войны, компенсируется значительно большими масштабами тех групп населения, против которых теперь сплачивается вокруг Кремля общество.

В долгосрочной перспективе это неизбежно истончает поддержку властей со стороны общества, оставляя во властном электорате лишь немногих пенсионеров, получателей дотаций, отдельных рабочих заводов и пр., хотя раньше там, на полном серьёзе находилось большинство предпринимателей и интеллигенции, стремящихся к умеренному и центристскому курсу, основанному на законности и наведению порядка в стране. И это, пожалуй, одна из самых серьёзных ошибок команды президента, когда интересы развития, консолидации общества, долгосрочной стабильности и даже элементарной законности в стране были откровенно принесены в жертву краткосрочному удержанию над ней контроля. Самое печальное в этой истории, что само общество данный манёвр не раскусило и на полном серьёзе собачится по таким очень важным вопросам, как название Сталинграда или статус гомосексуалистов, уже и забыв, о том, что его когда-то волновали более универсальные, насущные и объединяющие вопросы легитимации политической системы и её оздоровления, что актуально и для верующих и для атеистов, и для креативного класса и для пролетариата, и много для кого ещё.

И власти и оппозиция, оказались не готовы к новой повестке дня. Каждая из сторон стала использовать свои устаревшие методы. Одни - методики византийских интриг, компромата и унтер Пришибеева, другие свои маргинальные персонифицированные камлания, послушно реагируя на каждую провокацию, которые им скармливают, вместо того, чтобы раскрыть их реальное содержание и призвать общество к единству. Эта ущербность нашей оппозиции проявляется даже на уровне лингвистики. Вот, например, сирийские повстанцы, назвали себя «Сирийской национальной коалицией», как бы намекая, на то, что они, якобы, за общенациональные интересы и позитивную повестку дня выступают. Наши гении профессиональной борьбы с режимом оказались даже более воинственными, чем сирийские террористы и боевики, назвав свой представительный орган «Координационным советом оппозиции» - этакой вещью в себе, внутренним междусобойчиком профессиональных борцов с кровавым режимом, а не общенациональной альтернативой ему, способной отколоть от властной группировки её же электорат и даже высших функционеров переманить к себе. Хотя обычному человеку глубоко по барабану, оппозиция ты или лоялист, ему нужна стабильность, порядок, национальное развитие и прогресс, а не коллективные сеансы ненависти к властям в целом и лично к Путину. По части персонифицированной игры против «личностей» власти всегда будут выигрывать оппозицию, ведь с их арсеналом возможностей насобирать компромат и завести уголовные дела, спровоцировать к беспорядкам и поставить в идиотское положение можно много более успешно, чем оппозиционеру обвинить президента и его окружение в диктатуре, каннибализме и коррупции. Но вместо предложения своей конструктивной повестки дня, оппозиция оказалась глубоко реакционной, просто вяло плетясь за новыми авантюрами властей которые в свою очередь столь же реакционно и самоубийственно реагируют на просыпающуюся гражданскую инициативу и самоуважение.


Все это весьма печально, хотя есть и повод для оптимизма - все эти события наглядно показали, что реальную историческую динамику определяют не «герои»-«лидеры» и даже «интеллектуалы», являющиеся лишь своеобразной разновидностью блох-попутчиков на теле массовой активности и мнения нации, выступающей реальным базисом и основным игроком всех этих процессов. Иногда, лидерам и интеллектуалам удается «войти в резонанс» с социальной динамикой и тогда, на её «гребне волны», они входят в историю. Но вообще, основным игроком в этих процессах является обычный неизвестный нам обыватель, который до определённой поры лежит на диване и смотрит телевизор, а потом вдруг его всё достаёт и он начинает проявлять какие-то признаки разумной жизни и вот тогда всё вокруг начинается вертеться. Власти его пытаются задабривать и натравить на оппозицию, оппозиция наоборот, все крупные «лидеры нации» друг друга активно мажут компроматом и оскорблениями в борьбе за общественную ненависть и так далее. Без инициативы и воли обычных людей снизу, вряд ли мы бы и из пещер вылезли и ушли дальше племенных вождей и шаманов, а то и альфа-особей в стаде. Подобно тому, как эволюционный процесс, естественный отбор и различные мутации происходят в генофонде одного конкретного индивидуума, а не абстрактного стада и его вожаков, так и историческая динамика определяется действием или бездействием вот лично Вас, а не неких мудрых вождей по любую сторону баррикад. Идея о том, что «от нас ничего не зависит» в этом смысле самое страшное и вредное заблуждение, из всех возможных. От нас действительно ничего не зависит, пока мы бездействуем. А вообще белковые структуры и объём головного мозга с физическими и даже интеллектуальными способностями величайших императоров и философов не много отличаются от потенциальных возможностей последнего подзаборного бомжа и алкоголика. В случае, например, с нашим недавним историческим прошлым, эта разница вообще была слабо заметна, до степени смешения. Просто, разные люди действуют по-разному, прилагая различные усилия в различных направлениях. И именно от каждого из нас зависит, чем вся эта история в конечном итоге закончится. Не Навальный, Путин, Обама, Синедрион, ЦРУ или Зюганов и пр. являются конечным центром принятия решений, от которого зависит дальнейшее развитие событий, а вот лично Вы. Именно Вас все эти люди пытаются в чём-то убедить и сподвигнуть что-то делать или не делать, мотивировать, запугать, расколоть, подкупить или вдохновить. А уж что делать, в конечном итоге решать каждому из нас. Можно лишь с уверенностью заключить, что собачиться по пустякам и ненавидеть друг друга по причине разных ориентаций, исторических вкусов, классового происхождения и прочее - это не очень умно. Давайте жить дружно, короче.

социология, Владимир Путин, политтехнологии, оппозиция, история, Россия

Previous post Next post
Up