В исторической науке наибольший интерес представляют глобальные явления, образующие общую закономерность и напоминающие нам, что в этом хаосе событий и фактов действуют чёткие принципы и законы которые нужно учитывать, если хочется чего-то достичь или хотя бы выжить в долгосрочной перспективе. Можно сколько угодно проклинать законы мироздания и рассуждать о возвышенных не материальных сферах, однако чтобы полететь к небу в реальности и не строго вниз, нужно строго учитывать все законы земного притяжения и аэродинамики. Одним из таких глобальных явлений демонстрирующих общие, так, пока, толком и не осознанные в массах и даже не сформулированные, как я понимаю, исторические закономерности, стала христианизация всех европейских народов. Попробуем поразмыслить над ней сугубо материалистически, абстрагируясь от какого-либо мистицизма и опираясь на наш национальный опыт христианизации Руси.
Официальная историческая пропаганда, мало изменившаяся со времён царей, утверждает, что христианизация была необходима Руси для укрепления государства и сделала древнерусскую державу частью древнего цивилизованного мира. Хотя бы немного знакомые с историей люди, как правило, на этом моменте возмущаются, поскольку знают о подвигах Святослава Храброго, ещё языческого князя, который и без всякой христианизации создал древренусскую сверхдержаву по своему времени. Государство несколько раз принуждавшее к дани Константинополь и устранявшее степную угрозу Хазарии - вряд ли было слабым и диким, тогда как после 988 года мы имеем и феодальную раздробленность и монголо-татарское иго - тоже сомнительные признаки усиления страны. Учитывая всё это, скептики официальной истории иногда выворачивают её наизнанку, пытаясь представить христианизацию исключительно как стремление древних правителей упрочить свою личную центральную монархическую власть, аналогичную монотеизму и унифицировать мозаичное языческое общество, получив посредством церкви огромную тоталитарную власть над людьми. В особо запущенных случаях в ход идёт конспирологическая идея мирового сионизма, которая уже тысячу лет тому назад сплела свои тёмные сети глобального управления.
Между тем, всему этому есть куда более тривиальное и очевидное объяснение, к которому особенно не прибегает официальная историческая пропаганда именно потому, что и для неё эта точка зрения не очень удобна. Дело в том, что христианизация носила огромную торговую значимость и распространялась по Европе, как правило, вместе с купцами, оседая сначала в крупных городах, охватывая собой знать с прежде всего экономической элитой и лишь в последнюю очередь, доходя до военных дружин и крестьянских хуторов.
Языческая мифология ограничивалась родо-племенными поверьями и не выходила за границы национальных рамок, предполагая прямую связь между данным конкретным народом и древними богами. В рамках этого мировоззрения окружающие народы были в общем-то не совсем людьми, что серьёзно упрощало межплеменные войны, но усложняло международные торговые отношения и культурное сотрудничество. Не удивительно, что среди русских неоязычников современности так много радикальных националистов и так мало твёрдых экономистов.
Христианизация позволила связать конгломерат разбрёдшихся по Европе народов индоевропейской языковой семьи обратно в единое сообщество, дав для этого общую систему мировоззрения и норм основанных на Библии. Это сообщество ещё долго продолжало рвать глотки друг другу, однако европейцы с тех пор стали несоизмеримо ближе друг к другу и если языческая Африка разделённая на более чем 1,5 тысячи языка до сих пор не вылезла из пучины межплеменного кровопролития, то в Европе последнюю тысячу лет благодаря христианству нарастали интегративные тенденции, общая торговля и общая культура, закономерным итогом которой была Священная Римская империя, а потом и Европейский союз с рядом менее удачных промежуточных попыток окончательно воссоединить Европу от римских императоров, через Наполеона и до Гитлера. Именно христианство заложило основу для господства идеи, что "всякая война в Европе - гражданская". Обратите внимание, что постоянно воевавшие между собой Русь и Византия после 988 года перестали это делать, что пошло на пользу всем народам, хотя Византийская империя просуществовала потом ещё почти 5 веков. Множество религиозных войн между православными, протестантами и католиками, между христианами и мусульманами и т.д. - это конечно печально, однако важно понимать, что в условиях язычества этих междоусобных войн было бы много больше, как в современной Африке, где каждое племя радо устроить геноцид другого и полыхает перманентная гражданская война
Сотрудничество и обмен между народами выгоден в отличие от вражды, а христианство было самой удачной в истории попыткой дать для этого общее поле культурных и правовых норм, без которых торговцам разных стран было бы куда сложнее найти общий язык. Иностранных купцов с диаметрально чуждым мировоззрением и обрядами просто бы убили и разграбили, как только они ступили на чужую землю. Традицию убивать или порабощать чужаков, только вступивших на русскую землю в языческом мире, до сих пор с любовью описывают многие ксенофобы, а опыт самоизоляции языческой Японии до сих пор остаётся весьма свежим и имеет лишь полуторавековую давность. Подобная японской или китайской самоизоляция христианского государства была бы куда менее возможной. Даже эксцентричный царь Иоанн Грозный, всерьез готовившийся к Концу света, активно переписывался с другими европейскими монархами и пытался уплотнять с ними родовые связи.
Для языческого короля, верящего в то, что только его народ произошёл от древних богов, а кругом бегают лишь недочеловеки (в языческой Японии норма, провозглашавшая императора Богом, была устранена лишь под давлением американцев после Второй Мировой войны), сама идея породнения с чужакими представлялась бы дикостью. Международная торговля и общие правила игры, с уважением прав чужой собственности, тоже в этих условиях вовсе не имеют прочных оснований. Христианские европейцы, ещё 150 лет тому назад, тоже не особенно считали людьми народы Третьего мира. Однако их общая интегративная идентичность в рамках христианского мира была огромным шагом на пути к правовому универсализму по сравнению с дохристианской идей того, что лишь члены твоего племени и их ближайшие сородичи являются полноценными людьми и субъектами правовых отношений, которых не следует грабить, убивать и насиловать без всякого повода.
Древние европейские цари и короли, огнём и мечом продвигавшие христианство, в этой связи всего лишь закрепляли эту неизбежную экономически обусловленную тенденцию. Разумеется, с перегибами и ошибками, как это свойственно для государственных институтов и по ныне, когда, например, правительство неумело пытается форсировать объективный процесс продвижения энергоэффективных технологий, директивно запрещая лампочки накаливания или навязывая людям повышенные нормы минимальной оплаты труда и трудового права, хотя повышение их статуса в условиях развития экономики и без всяких директив было бы неизбежным. Пусть и не столь унифицированным, без таких излишних издержек и с большими преимуществами, каковые например, возникли из-за церковной Реформации и протестантской децентрализации религии на Западе. Несмотря на свободу совести и религиозный плюрализм (а если точнее, благодаря им), те же США остаются по сути самой религиозной и христианской страной из всех имеющихся (90% верующих, насколько я знаю, не имеет ни одна другая христианская страна, кроме разве что Ватикана и Мальтийского ордена). Если бы Владимир Красное Солнышко не проводил политику насильственной христианизации, то, как это ни парадоксально, вероятнее всего христианство бы утвердилось на Руси ещё быстрее и основательнее.
Именно вторичность и зависимость политической власти от этой экономически обусловленной закономерности и объясняет то, что высказываемая здесь точка зрения до сих пор не поднята на щит и не широко популяризуется на уроках истории в школах, хоть роль торговли и «бизнеса» уже тогда была огромна. Достаточно лишь понять, что само возникновение городов было возможно на торговых путях. В городах изначально собирались купцы и ремесленники, а без торговли и специализации развитие чего-то выше натурального хозяйства, просто не имело смысла и было бы не возможно. Разным хуторам и деревням просто не было бы нужды взаимодействовать и самого понятия государства бы не возникло или оно бы не ушло дальше института военной дружины защищавшей крестьян от вражеских набегов. Впрочем для содержания такой дружины потребовалась бы торговля и тут см. п. 1.
Европейские короли не могли не принимать христианство. Просто потому, что не способствовавшие расширению налоговой базы (посредством интенсификации международной торговли благодаря христианизации) общества были обречены бы завоеванными другими более богатыми, а потому сильными народами, которые христианство принимали, получая тем самым импульс к своему торговому развитию и как следствие - могли позволить себе перевооружение и рост числа военной дружины.
Почему именно христианство, а не, например, культ Одина, стал скрепляющим Европу общим культурным фундаментом? Очевидно, ключевую роль здесь сыграла христианизация Римской империи - гегемона своего времени, пусть и умирающего из-за своего загнивания взбесившихся от своей власти императоров. К тому же инородность авраамической веры не возникшей на индо-европейском субстрате - это то, что могло объединить множество разных европейских племён, которые бы не могли принять веру друг друга, просто потому, что это бы означало зависимое положение одного народа от другого, а религия пришедшая из далёкой и чуждой Палестины была своего рода третейским судьёй, способным устроить все стороны. Не говоря уже о том, что именно христианство было уникальной для своего исторического контекста религией, где «несть ни эллина, ни иудея» и эта его универсальность, способность подняться над родо-племенными рамками и дать общую систему норм для всех верующих во Христе, вне зависимости от их этнического происхождения - это ключевое достижение христианского универсализма обеспечившего его историческое бессмертие. Не удивительно, что именно христианские народы находятся на авангарде интеграции, что в форме Европейского Союза, что в форме Британского Содружества, США или Боливарианского союза в Южной Америке. Попытки без подобного единого поля норм, гарантирующих равенство участников, построить такую же общность в других регионах, будь то Африка или Азия, терпят свой закономерный крах из-за отсутствия этого общего универсального фундамента которым для нас было и есть христианство, сыгравшее в этом смысле огромную положительную историческую роль, за что ему огромное спасибо
Научное мышление и правовой универсализм только пробивают себе дорогу и даже не сформированы в полной мере, раз такие ключевые исторические сегменты как тот, что я здесь описываю, остаются во тьме. Поэтому говорить об их укорененности в массовом сознании даже для развитых обществ - крайне преждевременно. И даже тогда, когда наука и право сумеют окончательно "подменить" собой религиозный фундамент, они будут следствием и производной этого фундамента порожденным в глубинах монастырских культурных очагов книжности, поэтому говорить о противопоставлении одного другому было бы большой ошибкой. Да, церковь имеет за собой преступление борьбы с наукой и сжигания неугодных учёных и книг. Однако и абсолютное большинство средневековых книг и учёных породила именно церковь. Языческому шаману нафиг не нужны были бы ни книги, ни учёные. В Африке до сих пор сжигают ведьм и без всякого христианства - именно это была бы наша историческая альтернатива без христианства. Античности удалось и без монотеистических религий построить высокую светскую культуру и достичь огромных высот в науке? Безусловно, однако эти очаги цивилизации ограничивались небольшими племенными полисами с массами рабов. Чтобы выжить, не будучи перебитыми восстаниями низов или завоеванными соседями, даже этим античным цивилизациям пришлось преодолевать свою племенную зашоренность посредством христианского универсализма. Универсализм римского права, без опоры на развитые этические предпосылки, не сумел просуществовать долго и протянул ещё несколько веков, получив широчайшее распространение по миру именно благодаря своей христианизации.
Христианизация была экономически выгодна и способствовала международной торговле, а потому неизбежна. Также как последующее развитие демократии и парламентаризма с многопартийностью и правовым государством, дающие бизнесу хоть какое-то понимание рамок и предсказуемых принципов игры - даже в условиях большего налогового бремени - это лучшая перспектива, чем произвольные экспроприации ресурсов по желанию короля или восставшего народа. Мировое коммунистическое движение в этом отношении было увлекательной, но не очень удачной попыткой сделать следующий шаг, который погорел на своём воинственном антиэкономизме, антирелигиозности и попытке естественный процесс устранения пролетариата робототехникой и развития производительных сил подменить директивами и резолюциями по строительству светлого общечеловеческого будущего равных и свободных людей. Хотя сама попытка таковое построить заслуживает всяческих похвал и находится в общем тренде с предыдущими этапами глобализации мира. Первый блин, как известно, комом. Царь Владимир-«Красное Солнышко», как известно, тоже предпринимал первую неудачную попытку универсализации религиозного мировоззрения в виде единого формализованного культа Перуна - буквальный аналог недавних попыток сделать оторванный от реальной экономики социализм во всём многообразии его национальных оттенков. Обществу будущие тренды исторического развития, учитывая эти закономерности, тоже не трудно предугадать и при известной доле сознательности, их можно было бы даже инициировать, быстро сделав Россию новым глобальным лидером своего времени если хорошо учесть опыт и закономерности прошлого, ключевой из которых является экономический детерменизм и обречённость на победу того строя и мировоззрения, что в большей мере способствует торговле, специализации и развитию частной собственности, генерирующих национальное богатство и, как следствие, открывающих возможность для всего остального развития.