Умные дороги

Jan 10, 2013 10:58


Нидерландский дизайнер Даан Роозегаарде совместно с компанией Heijmans разработал проект "умного шоссе" (Smart Highway), которое оснащено интерактивным освещением, сообщает о погодных условиях и даже способно зарядить аккумуляторы электромобилей.

Не вызывает сомнений, что будь дорожная инфраструктура в частном конкурирующем бизнесе, и эти технологии были бы реальностью давным давно. Как они смогут развиваться в условиях примитивной как булыжник прямой госсобственности на транспортную инфраструктуру - тоже большой вопрос.

Следует чётко отдавать себе отчёт, что, так называемые, "естественные монополии", вроде автотрасс - это такая же сфера экономики, как и, например, область интернет-технологий и сотовой связи. Вся разница, по которой последние развиваются на порядки динамичней и лучше дорожной инфраструктуры, лишь в том, что развитие последней парализовано бюрократизмом и монополизмом госсобственности царящих в отрасли. Если бы завтра интернет или сотовая связь были бы монополизированы правительственным ведомством, то там бы мы наблюдали то же, что сегодня имеет место быть в дорожной отрасли, образовании или медицине в России. При этом, напомню в очередной раз, что дихотомия между рыночными отношениями и социальной ориентацией отрасли - полный бред. С куда большим успехом можно было бы выплачивать нуждающимся адресные субсидии, нежели погружать в стагнацию целые сегменты народного хозяйства.

Между тем, технологическая стагнация отрасли - это не только отсутствие модного дизайна и повышенного комфорта, это прежде всего снижение доступности той или иной сферы. Если бы не промышленная революция, чьё продвижение обусловлено прежде всего силами рыночной конкуренции и частной собственности (даже в СССР индустриализация не обошлась без раскулачивания крепких собственников, НЭПа и продажи проклятым капиталистам советских товаров), то ни о каких социальных благах больше землянки и картошки можно было бы и не мечтать. Впрочем, нет, картошка у нас появилась тоже в силу того, что движимые корыстью и частной инициативой первооткрыватели и купцы завезли нам её из Нового Света. При самом последовательном и "социально ответственном" "обобществлении" и "госсобственности" вряд ли мы бы даже из неолита выползли бы. Тому, где всё было во власти коллектива племенной общины с полной властью патриархата или матриархата. И вопреки рассуждениям Руссо о "благородном дикарстве" человеческой примитивности, это был бы вовсе не рай дауншифтера, а ужасная, полная страданий, краткотечная жизнь со средней продолжительностью в 20 лет и численностью населения, по меньшей мере, в тысячу раз меньше сегодняшнего. Монопольная госсобственность в дорожной отрасли позволяет нам не сильно отдаляться от этих корней благодаря куда большему, второму, а если точнее - первому национальному бедствию. Тому, где речь идёт о дураках. 

дороги, транспорт, футурология, прогресс, история

Previous post Next post
Up