Империя и свобода

Jan 06, 2013 17:46


С целью увеличить население Рима на первых стадиях его развития, Ромул предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами, для которых он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

Соседние народы справедливо считали римлян толпой бродяг.
с

У римлян империй - высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему её в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников
с

Долгое время Рим отличался реализацией этих принципов свободы и равноправия в куда большей степени чем его современники. И хотя были и рабы и плебеи, но доля заинтересованных в единой стране полноправных свободных подданных и граждан была и долгое время расширялась, пока окончательно искоренивший республику автократический режим императоров не перестал опираться в своей власти на свободных римлян и стал опираться лишь на грубую силу, для оплаты которой императоры окончательно разрушили экономику империи и мотивы населения её сохранять.

Другие величайшие империи, будь то держава монголов с их легендарной религиозной терпимостью, Российская империя с её развитым местным самоуправлением или тем более Британская империя, с её благоприятной бизнес-средой, повторяли ту же самую методику, не говоря уже о США, совершенно отчётливо ставших сильнейшей экономикой и военной силой современного человечества за счёт принципов свободы и ограничения федерального правительства, заложенных ещё отцами-основателями. Вооружённые силы и экспансионистские планы были у любого племени варваров, но дойти до великих империй удалось лишь тем народам, которые грубую силу укрепляли на мягкость прав и свобод, пусть даже небольшой группы привилегированных лиц. Но, в конечном итоге, даже сегодня, недееспособные и несовершеннолетние поражены в правах. Чем шире это поле взаимного признания полноценных людей в обществе - тем общество сильнее. Это общая для него закономерность, которую стоило бы учитывать прежде всего разным империалистам желающих величия и масштаба своей стране. Термин "либеральная империя" в этом контексте - не плод сумрачного воображения Чубайса, а аксиоматическая неизбежность, как "жидкий дождь". Империи не противостоят свободе, империи создаются, в том числе, свободой и в куда большей степени, чем особенностями ритуальных практик и воинственностью своих войск, поскольку последние свойства можно найти и вне крупных государств, а вот для существования последних жизненно необходимы права и свободы расширяющейся части населения. Если бы в том же СССР не было опережающей соседние страны риторики и деклараций народности и свободного союза наций, то он бы и пары лет не продержался, изначально не будучи созданным без опоры на суверенитет отдельных народов, чьи ограничения сыграли ключевую роль в том, что он потом не расширялся так как мог бы и просуществовал столь не много времени. Сама идея коммунистической революции обязана своим успехом не сколько тонкостям марксизма-ленинизма, сколько мечте национально-освободительных и равноправных изменений.

Империалист не реализующий в своих проектах и риторике прав и свобод для населения просто не понимает самой сути понятия "империя".

Развитие государства в конкуренции с соседями имеет сложное внутреннее противоречие, конфликт интересов между потребностью расширения своей целевой аудитории и лояльностью уже имеющихся граждан, не радующихся размыванию своей доли собственности над государством в виде предоставления гражданства иммигрантам. В эпоху акционерных обществ и корпораций эта проблема легко решается посредством преобразования государственных институтов в ОАО, находящихся в равной собственности своих бывших граждан, в условиях чего иммигранты уже не могут претендовать без оснований на ресурсы и позиции коренного населения, а права собственности и свободы переходят на новую эволюционную стадию своей специализации. Очень странно почему это, лежащее на поверхности решение до сих пор никем не реализовано, в то время как попытка сегодня раздавать гражданство всем подряд не повторяет момент основания Рима или США, а скорее повторяет сцены из поздней агонии Римской империи, когда коренное население, после раздачи гражданства варварам, окончательно утратило внутреннее единство и лояльность к империи, не встав на её защиту в последние для нее мгновения, а сам институт принадлежности к империи стал не желанной привилегией, но бременем для своих подданных. Зачем нужна историческая наука, если все эти грабли сегодня опять приходят в движение?

свобода, Римская империя, миграционная политика, история, империализм

Previous post Next post
Up