Много лет часто говорят о борьбе с коррупцией и повышении эффективности государева аппарата. Кое-какие подвижки в этом деле даже наметились через десятилетия функционирования этого аппарата, хотя остаются сомнения в отношении реальности, глубинности и системности этих изменений. Между тем, сейчас, технически обеспечить реальную и тотальную зачистку кадров от не чистых на руку функционеров крайне просто. Современные технологии психологов, детекторов лжи, сывороток правды, гипноза и тому подобных, вполне тривиальных методик препарирования сознания, позволяющих вытрясти всю душу из бюрократического аппарата и вскрыть все его грехи, язвы и потаённые секреты - это реальность. При этом, где-то на 90% эффективность подобной проверки кадрового состава будет идти профилактическим образом - убоявшиеся раскрытия своих секретов чиновники просто поувольняются с госслужбы ещё до того как до них доберутся подобные проверки, достаточно лишь заявить о их наличии и устроить пару показательных порок, можно даже подставных. В результате, за пару лет подобной систематической чистки кадров государственного аппарата и сопутствующей ей информационной кампании, из государственного аппарата можно без особых крови и усилий, без перегибов и рисков в духе 1937 года, вычистить почти все коррумпированные кадры и укомплектовать чиновничество сплошными бессеребренниками-идеалистами с сверкающими глазами, горящим сердцем и чистой совестью.
Хотя я понимаю, что борьба с коррупцией не является первичным приоритетом для развития страны. Ведь чистые на руку, до поры до времени, монахи-опричники ортодоксального рыцарского ордена Ивана Грозного, соратники великого Ким Чен Ира, идеалисты из Гестапо или НКВД с красными кхмерами были для своих народов много большим бедствием, чем мелкие вороватые функционеры где-нибудь в динамично развивавшихся Чили или КНР. В здоровой системе бремя ответственности и распоряжения ресурсов передаётся с материально заинтересованных в коррупции чиновников на места и в частный сектор, где изначально к коррупции меньше предрасположенностей. Её сами подобные локальные системы могут гибко из себя отторгать, а если какая корпорация или город проворуются, то это не станет угрозой для всей страны, а лишь послужит наглядным уроком для остальных, как греческие пьяные рабы, которые отучали античную молодёжь от злоупотреблений с вином. Однако даже учитывая это, в усилиях по решительному оздоровлению кадров нет ничего плохого, хотя бы для того, чтобы эти кадры не были заинтересованы стягивать страну в условия централизованной бюрократической монополии в которой легче воровать и не тормозили необходимые оздоровительные реформы в корыстных целях. Собственно, многие или даже все хорошие государственные начинания, вроде реформ в том же Китае, Чили или Грузии, носили свой незаконченный характер именно потому, что на определённом этапе косность и ригидность вороватых функционеров перевешивала реформаторский запал верхов, а им на уши наседало собственное проворовавшееся окружение. Для наглядного и профанического понимания этих механизмов очень рекомендую посмотреть иллюстративный британский сериал
"Да, господин министр", раскрывающий сущность проблемы лучше множества политологических трактатов.
Почему подобной чистки не проводится уже здесь и сейчас? Вряд ли на верхах не знают, что есть такие технологии как "полиграф", благо они уже активно используются в правоохранительной системе в отношении мелких преступников. Видимо, просто элиты понимают, что коррупционные издержки - это такая разновидность лояльности и работоспособности бюрократического аппарата, без которой он разбежится в разные стороны или устроит
итальянскую забастовку, а к власти придут большевики, оранжисты или нацисты. Сомнительная методология, учитывая, что при разложении государственного аппарата властные импульсы практически не доходят до мест назначения, а лояльность к нему уже всего населения снижается и при таком раскладе скорее произойдёт смена элит.
Версию о том что президент ест детей и сам активно замешан в коррупционной системе рассматривать всерьёз нет смысла. Даже если бы это было тысячу раз так - всё равно власть заинтересована в работоспособности своих низов. "Что позволено Юпитеру, то не позволено быку", поэтому оппозиционное объяснение подобных проблем врождённой порочностью режима выглядит малоубедительным, уж скорее реально банально не знают о таких вариантах развития событий. Ведь этот феномен не способности связать две очевидности наблюдается повсеместно. Даже если рассмотреть риторику элит - с одной стороны они, например, понимают, что для интенсивного развития Дальнего Востока нужно в регионе делать особую экономическую зону и снижать налоги, а для развития индустрии частных детских садов необходимо снижать в отрасли бюрократические препоны. Однако люди при этом в упор не хотят применять те же принципы в отношении развития всей страны и её остальных отраслей, хотя, что, кажется, может быть логичней? Это не замечание за деревьями леса, типично не только для высоких начальников, но и для самых простых людей. Так, например, социологические опросы показывают, что большинство людей считает, что если им и нужно оружие, то для защиты себя и своей семьи, тогда как в отношении своих сограждан в целом, они уверены, что им оно нужно в основном для самоутверждения и криминальных разборок. Оруэлловское двоемыслие в действии. Интересно, что в этом момент у людей в мозгу происходит? Неужели нервные импульсы просто не могут связать несколько участков нейронов или как так получается?