Любопытный фильм. В русскоязычной версии удалось обнаружить его
только с субтитрами, но и так он весьма интересен. Рекомендую всем, кто интересуется альтернативной историей и историософией. Хотя адекватность его прогнозов оставляет желать лучшего. Ведь институт рабовладения, являясь частной собственностью, предполагает право владельца раба отпустить его на волю и возможность последнего получить полноту гражданских прав и свобод. Поэтому воспроизведение древнего рабовладельческого общества с тотальной расовой/этнической сегрегацией в этих условиях физически не возможно. Все способные рабы, или просто достаточно сознательные хозяева, неизбежно будут выкупать/даровать свободу с равноправием, поэтому удельная доля рабов была обречена сокращаться даже при победе южан в гражданской войне. С учётом того, что труд свободного человека заведомо более продуктивен, чем труд раба, сама экономическая логика обрекает рабство на добровольное отмирание - позволять рабам свободно трудится на себя и выкупать свою свободу было бы более выгодной моделью поведения, чем использовать их низкоквалифицированный труд и обеспечивать за ними постоянный контроль и меры дополнительной предосторожности. Машинный высококвалифицированный труд свободных людей был обречён вытеснить из экономики примитивный труд рабов. Не удивительно, что именно высокоурбанизированный промышленный Север в США был оплотом отмирания рабства в стране, а за последнее столетие доля рабочей силы занятой в сельском хозяйстве упала в США в целом с более 70% национальной экономики до порядка 2%, хотя продуктивность американского агропрома и его доля в мировой экономике только возросли.
С другой стороны, суровая правда жизни состоит в том, что потомки рабов и даже сами рабы в США были и остаются многократно более благополучными, чем их "независимые" соплеменники в Африке. Средний афроамериканец, или даже коренной житель времён апартеида в ЮАР, жили и живут лучше и дольше, чем их собратья в независимых и сугубо коренных африканских государствах. Не потому, что они, якобы, заведомо хуже "белых", а просто потому, что от сотрудничества и опеки, пусть и не вполне добровольной, с, волею судьбы и географического положения, более высокоразвитыми народами, подтягиваются в своём развитии народы менее развитые. Ситуация в современных США, где афроамериканское меньшинство играет непропорционально большую роль в преступности и малую роль в экономической жизни страны, обусловлена прежде всего механизмами социальных пособий, которые парализуют их положение в состоянии люмпенов и демотивируют их в полной мере включаться в общество.
При этом, даже современное общество от элементов рабовладения не ушло. Только называется сегодня этот институт "тюремной изоляцией" с нарастающим массивом заключённых. Не факт, что такая модель порабощения более эффективна, более гуманна и несёт больше воспитательных функций, нежели институт частного рабства, сходный с механизмом семейного опекунства, с возможностью владельца в любой момент отпустить на свободу приглянувшегося или выкупающего её раба. Следует честно признать, что современные поражённые в правах заключённые в сущности являются рабами, пусть и называются они несколько иначе и принадлежат они лишь государству. Если бы нынешние зэки становились рабами не тюремной изоляции со стороны правительства, а жертв своих тяжких преступлений, с возможностью искупать свои преступления трудом и быть отпущенными на свободу в случае своего исправления и/или выкупа, механизм общественных санкций, возможно, работал бы много более эффективно и неустроенных, асоциальных личностей в обществах, вместе с производимой ими преступностью, было бы много меньше, а количество насильственных преступлений не демонстрировало свой рост в долгосрочной перспективе. Такая практика запрещена международными нормами, зато асоциальные личности процветают и формально запрещённый институт рабовладения перемалывает вполне добропорядочных и невинных граждан. Так, например,
по некоторым данным в Чечне через систему рабовладения в 90е годы прошло более 46 тысяч человек,
в Греции только сексуальных рабов примерно 14 тысяч человек сейчас, а
в современной Индии более 1,2 млн. несовершеннолетних вовлечено в проституцию. Зато все делают вид, что институт рабства ушёл в прошлое, ага.
И если уж совсем начистоту, то по определению Лиги Наций "под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности". Полным самостоятельным распоряжением правами собственности обладают лишь суверенные субъекты правовых отношений - сегодня это государства, которые совершенно произвольно даруют и отнимают те или иные привилегии у своих подданых, зачастую взымая налоги без чётких услуг и без возможности выбора подрядчика, не спрашивая Вас о Вашем желании их платить или спрашивая об этом через мнение большинства избирателей (что делает права собственности ещё более призрачными, ведь аппетиты короля, порой, меньше, чем десятков миллионов избирателей), а проживание на своей территории под их юрисдикцией осуществляется лишь до тех пор, пока правительство это разрешает, имея возможность в любой момент сколь угодно поднять налоги, снести Ваш дом по вновь придуманным "экологическим нормам" и т.д. Учитывая это, все мы сегодня в определённой мере рабы неопределённого круга лиц лучше всех освоившего избирательные технологии манипуляций массовым сознанием, с чем я Вас и поздравляю. Институт рабства живее всех живых, хотя и приобрёл сегодня более благовидные, но куда более тотальные формы и на фоне этого
КША смотрится вовсе не так демонически, даже по сравнению с США, где федеральное правительство по долгосрочным результатам той гражданской войны уж очень отдалилось от заветов своих отцов-основателей, мало чем отличаясь от британской короны от которой бежали колонисты в Новый Свет.
Это не говря уже о том, что институт опекунства по своей природе смежен с иснтитутом рабовладения до полных аналогий. В сущности, несовершеннолетние и недееспособные личности, сегодня, фактически, являются разновидностью рабов, как бы это неприятно было бы констатировать. Неурегулированность подобных вопросов порождает многочисленные казусы вроде детского насилия, проблемы эвтаназии, смертной казни и ювенальной юстиции. Тут, рано или поздно, придёться, в ту или иную сторону, решать эти неприятные вопросы, сегодня попросту лицемерно игнорирующиеся в рамках господствующего морального двоемыслия.
Также следует понимать, что в приближающуюся эпоху клонирования человека и его внеутробного созревания (техническое решение чего, также, является лишь вопросом времени), проблема прав собственности человека над человеком встанет с новой силой. Без её решения массовое развитие подобных форм создания людей будет затруднительным, что в условиях свершившегося демографического перехода ставит вопрос ребром и прямо угрожает темпам развития человеческой цивилизации лет эдак через 50. Если клоны не будут временно поражённой в правах собственностью своих инвесторов, то массовизация их производства будет осложнена и колонизация малочисленным человечеством вселенной будет весьма маловероятной и медленной.