Подвиг и пропаганда

Nov 18, 2012 16:43

image Click to view


Интересное с исторической точки зрения интервью. Хотя рассуждения автора о пользе и бесполезности подвигов уже не столь очевидны.Единица жертвуя собой для множества не совершает глупость или бесполезность, ведь там самым индивидуум защищает и улучшает положение своей выжившей семьи, защищая её от угроз, тогда как в ином случае погибнуть могли бы все, ну и лично для себя само актуализируется  что главное.

Однако отрыв от соображений полезности и осмысленности тех или иных героических действий крайне опасен, ведь "подвиги" бывают разные. Террористы-смертники, боевики и прочие, в отрыве от каких-либо соображений о целесообразности, совершали зачастую отчаянные действия с риском для жизни и если не соотносить подвиг и героизм с представлениями о пользе, подобные террористы могли бы "героями" считаться. С другой стороны, отважные действия совершают экстрималы гуляющие по карнизам и выезжающие на встречную полосу. Если отрицать в рационализации героизму, то и это должно было бы быть признано таковым. Это очень опасный путь и всё же критерием героизма должен считаться не только выход за рамки обычных обязательств и ролей с риском для жизни, но выход в положительную сторону с точки зрения оценивающей стороны. А уж какой материальный ущерб например врагу был нанесен - это дело не столь важное, ведь положительный пример для повышения боевого духа остальных, сам по себе важен, даже если первого вставшего в штыковую атаку потом застрелили после первого шага.

Однако, наличие и признание подвигов и героизма не должно отказывать в праве на рационализацию внешней политики как таковой. В русско-японскую войну конечно было много героических страниц, однако это не может оправдывать общих ошибок внешней политики российского правительства, которое каждый раз, до сих пор, множит для страны проблемы. При этом критика этой политики почему-то натыкается на примеры героизма, будто его наличие как-то оправдывает ошибки правительства.


Национальные интересы-минимум в то время сводились к сохранению контроля над полуостровом Люйшунь, где располагались арендуемые у Китая (а с учётом его последующей судьбы, фактически переходящие в собственность России, которые СССР сдал повторно лишь в 1955 году) Порт-Артур и порт Дальний - значимые для международной торговли незамерзающие порты на Дальнем Востоке и участок железнодорожной ветки до них. Программа-максимум внешнеполитических интересов предполагала бы постепенную аннексию Маньчжурии у ослабленного циньского Китая, что в общем-то бы произошло естественным путём, если бы вместо военных авантюр, правительство сосредоточилось на экономическом и социальном развитии в регионе.

Вместо этого, имея к востоку от Байкала лишь миллион жителей и группировку войск в 150 тысяч человек занимавшихся лишь охраной инфраструктуры, не имея даже достроенной транссибирской железнодорожной магистрали, русское правительство шло на открытую конфронтацию с Японией (46 млн. жителей, 375 тысяч солдат и более совершенное, даже чисто технологически, оснащение армии) за контроль над Кореей. Последней каплей в терпении японцев было вторжение группы русских солдат в Корею в 1903 году.

Самое обидное, что японское правительство с 1901 года предлагало разграничить сферы интересов России и Японии, соответственно Маньчжурией и Кореей, однако Николай II заявил, что он не может допустить укрепления влияния Японии в Корее, которая к российским национальным интересам никаким боком отношения не имела и была явно слишком большой костью, чтобы её на тот момент проглотить  не успев толком переварить уже имеющиеся территории Дальнего Востока. И вместо того, чтобы мирно разграничить сферы интересов и сосредоточиться на развитии уже имеющихся территорий (благо, выход в тёплое море уже был), русский царь несговорчиво продолжал экспансию в регионе. В результате русско-японская война вышла для России потерей и Порт-Артура и даже Южного Сахалина, с революционной смутой и огромными жертвами.

Одним словом, куда не ткни, а постоянная политика отхода от принципов политики нейтралитета и несговорчивость во внешней политике, крайне плачевно кончалась для России и за ошибки политиков постоянно платили своей кровью и героизмом простые подданные, что является не очень то эквивалентным обменом и отказ от рационализации этой проблемы, гарантирует её дальнейшее воспроизводство. 

Дальний Восток, внешняя политика, Япония, Россия, война

Previous post Next post
Up