Налоговый опыт Грузии и ещё

Nov 14, 2012 14:24


"Отказаться от НДС сложнее, чем победить коррупцию" - крайне любопытное интервью Кахи Бендукидзе - основного генератора освободительных реформ в Грузии.

По справедливости понятно, что модель подушевого налогообложения из-за которого лишилась своего поста Маргарет Тэтчер - вот лишь адекватная налоговая система, при которой граждане действительно равны и ответственны. Отдельные налоги на ту или иную коммерческую деятельность в конечном итоге наказывают людей за экономическую активность, создание новых рабочих мест и предоставление населению тех или иных услуг, что не может быть адекватным.

В теории, к системе не паразитического налогообложения перейти можно, особенно если освободить от подушевых налогов льготные категории нетрудоспособных граждан, вроде пенсионеров, инвалидов и несовершеннолетних. При этом если 88 млн. трудоспособного населения России будет ежегодно платить хотя бы по 10 тысячному подушевому налогу, то получится весьма солидная сумма для национального бюджета, а с учётом устранения прочего, как правило скрытого, но от того не менее реального налогообложения, выгоды населения будут значительно выше.

В идеале должен остаться один единственный общенациональный подушевой налог с трудоспособных граждан + экспортные налоги на не обрабатываемую продукцию до того как не будет уверенности, что прибыль с этого бизнеса всё равно вернется с избытком в страну инвестициями. Даже акцизы на сомнительные виды деятельности, вроде игорного бизнеса, торговли алкоголем и табаком, нет смысла собирать на общенациональном уровне. Они, как и НДС, могут быть переданы на уровень местного самоуправления, с соответствующим перераспределением на места бюджетных обязательств. Вообще передача федеральных и региональных полномочий на места, с соответствующей передачей туда и фискальных функций - это тот секретный рецепт, что позволил бы радикально снизить налогообложение и улучшить инвестиционную среду, ведь потом для привлечения в города и веси инвестиций, местные самоуправления быстрее были бы вынуждены снижать налоги, а обеспечить их собираемость и проверку той же торговли с товарными чеками на местах или сбор платежей с продавцов самогона, с соответствующей проверкой качества продукции, было бы значительно проще. Россия, в отличие от Грузии, может себе позволить такие изменения за счёт экспортный пошлин с углеводородов (обеспечивающих под 50% федерального бюджета).

Налоги с доходов при этом единовременно упразднять не обязательно, а достаточно развивать систему налоговых вычетов (вплоть до 100%) с благотворительности и добровольного страхования, временно сохранив их как способ стимулирования негосударственных форм социальной политики, до тех пор, пока большая часть экономически активного населения не возьмет на себя львиную долю функций государственной социальной политики, ведь известно, что частная благотворительность значительно более эффективна. Их остатки уже можно будет тоже передать на уровень местного самоуправления.

Базовые для федерального бюджета расходы на правосудие, обороноспособность и федеральную правоохрану можно и нужно оплачивать адресно, за счёт введения механизма обязательного страхования местных самоуправлений от криминальных и военных угроз (с соответствующими выплатами страховщиков уже напрямую в эти специализированные ведомства, вроде вооружённых сил и ФСБ, с заключением адресных и конкретных договоров на предоставления услуг, например по ПВО и ПРО определённой территории), приведя таким образом политическую систему в адекватное состояние выстроенное снизу вверх, а не наоборот.

Итого на уровне общенационального налогообложения могут остаться лишь временные экспортные пошлины и опосредованные выплаты за конкретные услуги местного самоуправления, с развитием которых в конечном итоге и механизм прямых налоговых выплат с граждан тоже потеряет смысл.

Реализация подобной фискальной политики обеспечила бы стране перманентное экономическое чудо, существенно снизив цены и повысив таким образом уровень жизни населения значительно более серьёзным и долгосрочным образом, чем рост адресных подачек за счёт бюджета, который до этого наполняется за счёт роста цен и отъёма собственности этого же населения. 

местное самоуправление, экономика, Каха Бендукидзе, Грузия, налоги, страноведение, Россия

Previous post Next post
Up