Минэкономразвития обещает к 2030-му догнать Америку и перегнать Европу

Nov 12, 2012 12:44




 // пятница, 9 ноября 2012 годаМинэкономразвития обещает к 2030-му догнать Америку и перегнать Европу


Автору оптимистичных заявлений замминистра экономического развития Андрею Клепачу к этому времени будет 70 лет
Минэкономразвития в своих самых оптимистических прогнозах надеется на ежегодный прирост российской экономики на 3-4% ВВП, за счёт чего и ожидается сравнение с загибающимся Западом. Между тем, долгосрочные ежегодные темпы роста ВВП Китая находятся на уровне 10% ВВП и за это время Китай и ему подобные регионы бурного роста не только догонят Запад, но и оставят его далеко позади, если в Европе и США революционных переоценок не произойдет не произойдет, что весьма маловероятно.

Таким образом российский истеблишмент в своих самых смелых надеждах даже не планирует ориентацию на реальный опережающий рост, а воспроизводит фантазии советской бюрократии эпохи холодной войны. В России даже и речи не идёт, о том чтобы мобилизоваться и устроить у себя экономическое чудо в духе того, какое, например, Тайвань в XX веке сделал под властью Гоминдана, увеличив свой ВВП не в два раза, как безуспешно пытались в России, а в 133 раза.

Фактор стартового уровня здесь значения не имеет. Так, лопающая от сытости Норвегия практически не развивается (+1,7% ВВП в 2011 г.), застыв на своём уровне богатства, а Катар, не многим менее богатый на душу населения углеводородами и уже имеющий в двое более высокий уровень экономического развития чем Норвегия, развивается раз в десять быстрее чем она (+18% ВВП в том же году) за счёт своего более благоприятного налогового и инвестиционного климата, будучи не просто сырьевой, но ещё и офшорной экономикой. Норвегия решила строить "социализм", а потому имеет такие посредственные результаты, при сходном или даже более благоприятном потенциале развития. Россия вообще ни рыба, ни мясо, располагаясь по индексу экономической свободы не на 25 месте как Катар и даже не на 40-м, как Норвегия, а гордо стоя на своем 144 месте с конца (ниже чем "коммунистический" Китай). Не удивительно, что по уровню ВВП на душу населения, нас скоро даже Монголия обгонит, прирастающая между прочим на 20% в год и располагаясь по уровню своей бизнес-привлекательности на 81-м месте.

Тут важно понять, что это не результат злого рока или превратностей судьбы, а простое следствие конформизма элит, которым не хватает духу мобилизоваться и умерить свои популистские аппетиты в стране, чтобы получить за это в среднесрочной перспективе много большие возможности  ведь даже бюджет в 20% ВВП десятикикратно большей экономики, будет много более значительным, чем контроль над 50% ВВП посредственной и недоразвитой экономики. А развиваться она без высвобождения возможностей частных накоплений и инвестиций не будет, покуда у нас государство отжимает из реального сектора экономики почти все соки для своих рекламных и коррупционных издержек.

Впрочем, конечно не одни политики виноваты в столь плачевном положении страны. Только 6% населения России считает, что доля государства в экономике слишком велика. 21% находит её удовлетворительной, а 62% населения считает даже, что её не достаточно. Это к вопросу о роли общественного мнения в политических решениях. К сожалению, пока сами чиновники занимаются воспитанием, образованием и информированием (большинство значимых СМИ напрямую или через госкоропрации принадлежит государству) населения, ждать от него особой компетентности не стоит. Вообще по сходному поводу один наш коллега из Эстонии, Дмитрий Удрас, отмечал, что глупо обращаться к общественному мнению в технических вопросах научной проблематики, также как при лечении умирающего обращаются к специалистам от медицины, а не устраивают референдум общественного мнения, на котором уринотерапия скорее всего победит хирургические и фармакологические методы лечения. Это актуально вообще для любых проявлений государственной политики и на примере с экономикой особенно наглядно видно, хотя и в контексте, например, права граждан на оружие, тоже актуально.

Вот например, социологические данные Левады-центра по праву на оружие до 2011 года на 122 странице исследования. Лишь 7% населения, считает повышение вооружённости населения актуальной мерой. 51% населения верует в силу ужесточения наказаний (напоминаю о том что в США в 6,5 раз граждане больше отстреливают преступников в порядке самообороны, чем их государство казнит). 27% населения желает новых полномочий и возможностей силовиков, даром, что численность полиции в России раза в три выше на душу населения, чем в любой развитой стране. Что касается 47% идеалистов, верящих в справедливое и беспристрастное судебное расследование, то мало кто из них может внятно сформулировать какими конкретно механизмами эта светлая надежда может быть реализована (как бы не ужесточением санкций для коррумпированных судей?), но даже если бы в России вдруг появился независимый суд - это ведь актуально лишь для коррупции и профессиональной высокоорганизованной преступности, тогда как беспредел алкоголиков и гопников вряд ли принципиально определяется возможностью отмазаться от приговора или смягчить его - они и сейчас массово приговариваются к тюремной изоляции, что мало решает проблему в момент совершения бытовых преступлений.

Несмотря на дремучие предрассудки социологического большинства, государство вопреки общественному запросу ещё не скатилось окончательно к командно-административной экономике. Поэтому апелляции в вопросе права на оружие к тому что большинство "против" - совершенно откровенной лицемерной софистикой являются. Когда нужно, власть готова проявлять решительность и вопреки общественного мнения, плохо лишь, что этой решительности маловато будет. 

социология, экономика, футурология, преступность, страноведение, Россия

Previous post Next post
Up