Облачный атлас

Nov 08, 2012 16:36


Любой фильм с Томом Хэнксом гарантированно хорош. Фильм от создателей "Матрицы" тем более. Вообще сам феномен братьев, а потом брата и сестры Вачовски сам по себе, оправдывает существование транссексуалов в большей мере, чем все программы пропаганды половой толерантности и гей-парады вместе взятые.

Фильм о котором пойдёт речь ниже, пожалуй по соотношению содержание/картинка, входит в число лучших из тех, что я видела. Просто сходите обязательно его посмотреть в кинотеатре, он того стоит.

Что касается его посыла, то пожалуй это лучший фильм о свободе и социальных взаимосвязях, который, безусловно, поднял кинематограф на новый уровень, принуждая его быть более осмысленным.

Несмотря на все преимущества этого фильма, следует всё же отметить, что он находится в той же  интеллектуальной ловушке, что и масса ему подобных культурных шедевров до него. Макроисключения из них ограничиваются лишь, пожалуй фигурой Айн Рэнд да и практически всё.


Вообще это характерный процесс эмансипации человеческого содержания. 500 лет назад злом считалось элементарное любопытство и за научное познание можно было отправится на костёр. Лет 100-50 как перестала считаться принципиальным злом инаковость человека, будь то иной пол, национальность или раса, утвердились принципы правового равенства вместо массы разных предрассудков. Разрушилось табуирование человеческого досуга и вдруг обнаружилось, что люди иных моделей полового поведения порой тоже люди, а качество человеческого материала определяют не особенности его досуга, а более фундаментальные вопросы.

Однако не все предрассудки канули в прошлое и почти все продолжают дружно бичевать единственное оставшееся по их разумению безусловное зло в виде "стяжательства", которое в этом фильме выступает основным антагонистом разрушившим мировую цивилизацию и устроившим все проблемы от сюжета к сюжету. Так считают явно не только Вачовски, но и масса другого народа, даром, что многие из них уже разумели, что корень мирового зла кроется не в иноверцах, инородцах, вольнодумцах и прочих инаковых, а кого-то проклинать нужно и вот в качестве козлов отпущения оказались предприниматели, бизнесмены и корпорации к которым иногда добавляют, по старой инквизиторской привычке, ещё и "чокнутых учёных".

При этом явная отсылка к глобальному потеплению и затопление Сеула связи с этим к середине XXII века, выглядит откровенным издевательством над здравым смыслом, если учесть, что даже в самом пессимистическом сценарии глобального потепления за сто лет уровень воды будет повышаться не более чем на 0,5 метра, а Сеул располагается на высоте более 80 метров над уровнем моря. При этом в случае таяния всех льдов на планете, высота мирового океана поднимется не более чем на 64 метра.

Единственное социальное качество, что безусловно объединяет всех людей, в виде "жадности", "эгоизма" и "тщеславия" продолжает ими дружно отрицаться и проклинаться из одного культурного продукта в другой, представая как основное и даже единственное зло. Между тем даже меценаты-благотворители, подвижники-бессребреники и герои-смертники делают это либо для само актуализации, либо для повышения репутации и бессмертия в глазах окружающих, реализуя таким образом чисто тщеславные и эгоистические мотивы. Вечная слава и признание - ресурс куда более редкий чем деньги, не говоря уже о более банальном мотиве мести и собственно материального заработка для родственников, который реализуют многие смертники с Кавказа и Ближнего Востока.


Между тем единственным безусловным и универсальным злом является глупость, неведение, дурная информированность и вытекающая из этого неспособность соотнести элементарные факты, причины и следствия. Именно на этой основе совершаются все мыслимые ошибки, ведь человек не будет сознательно причинять себе зло, а любое вредное для общественных интересов действие в конечном итоге вредно и члену этого социума, будь-то грабёж, насилие и прочие гнусности из самых благородных побуждений. При этом важно понимать, что степень общественного ущерба от каких-нибудь искренне заблуждающихся возвышенных идеалистов с самыми благими намерениями, вроде Гайдара, Гитлера или Пол Пота, принесли обществу ущерба во множество порядков больше, чем маньяки или серийные убийцы практикующие это в частном порядке в сколь угодно огромных масштабах и вместе взятые. Люди не руководствующиеся мотивом жадности и эгоизма, а стремящиеся как раз творить добро для окружающих, очевидно значительно более опасны, нежели сколь угодно вероломные воришки, даже если речь идёт о казнокрадах - просто детишках на фоне "заслуг" каких-нибудь идеалистических и бескорыстных красных кхмеров, фундаменталистов, народовольцев и большевиков с нацистами.

Жадность, эгоизм, амбиции, стяжательство и прочие синонимы действий в своих личных интересах, сами по себе не приносят никакого зла, напротив именно их мы должны благодарить за все достижения цивилизации. От первого копья придуманного чтобы набивать свою утробу, до картин призванных тщеславно обессмертить своё имя и медицины призванной продлить свою продолжительность жизни, или опять таки самоактуализироваться в рамках "порока" стяжательства славы и самоуважения.

Проблемы начинаются не на этапе эгоизма, а на этапе его соприкосновения с глупостью, хотя при соприкосновении глупости с деятельными усилиями по принуждению мира к улучшению, происходят много более опасные последствия вроде терроризма, революций, мировых войн, тоталитаризма, геноцида, обнищания целых стран, взрывного роста преступности и т.д.

Понять творцов культурных продуктов можно. Для захватывающего сюжета им нужны великие враги, демонические антагонисты, злые гении, порождения тьмы, а в реальной жизни таковых нет. На их месте есть лишь хорошие, но искренне заблуждающиеся, дурно информированные люди, вне зависимости от того, тащат ли они кошелёк на базаре чтобы прокормить семью или устраивают геноцид и священную войну в надежде сделать мир лучше. За отсутствием таящейся за ними квинтэссенции мирового зла, это мировое зло приходится выдумывать в произвольном порядке.

Раньше народ верил в потусторонние злые силы, злобных иноверцев и инородцев. Сегодня, в условиях развития научной картины мира не обнаружившей физических провалов в Ад и глобализации, снявшей покровы таинственной и страшной тьмы с чужаков, приходиться извращаться с поисками врагов в лице толком не осознанных добродетелей вроде обогащения и корпоративных структур. Это необходимо художникам просто чтобы фильм получился, ведь пока не придумали, как снять серьёзный эпический фильм с глупостью и идиотами в качестве единственных антагонистов положительным героям. Печально, что из-за этого у социума продолжает сносить башню и люди реально считают жадность и предпринимателей сосредоточием мирового зла, а не добродетелями, что явно не способствует интенсификации мирового прогресса.

Если уж что и уничтожит мировую цивилизацию, то это будет именно борьба с "эгоизмом", "гордостью" и пр. - теми великими и оболганными добродетелями, которым люди в первую очередь должны быть благодарны за свои успехи на фоне насекомых и макак.

Ум тоже является знаковой добродетелью, но критерии его не очевидны и какой-нибудь "интеллектуал" сочиняющий тысяче страничные фолианты упущений и логических ошибок, обосновывая в них необходимость раскулачивания и геноцида, вовсе не будет ни полезным, ни умным. Даром, что по критериям популярности как интеллектуала какой-нибудь Карл Маркс, породивший одно из самых разрушительных моровых поветрий в мировой цивилизации, считается ну очень умным. Тогда как какой тщеславец и буржуй не отметившийся как крупный писатель, вроде Генри Форда создавшего массовое конвейерное производство в интересах своего обогащения и славы, будет и безусловным благом для цивилизации и однозначно весьма не глупым человеком, хотя его роль как интеллектуала считается много менее значимой на фоне Маркса, но его положительный вклад в цивилизацию кажется более очевидным. Поэтому следует опасаться рассмотрения интеллекта как некой самоценной благодати. Тот же Унабомбер был формально весьма образованным человеком, что не мешало ему стать опасным психом запутавшимся в собственных и коллективных интересах, будучи плохо информированным о роли разделения труда и социального сотрудничества.

С другой стороны, реальный преступник может быть и не умным и не тщеславным человеком, который может подобно Чикатило, насиловать и убивать людей веря в необходимость очищения общества. Эта модель поведения явно не может быть признанной умной и эгоистичной. Хотя бы потому, что за это его в конце-концов нашли и расстреляли. Если на более сложные обобщения усилий мозга не хватает то и корыстной боязни реализации древнейшего принципа справедливости "око за око, зуб за зуб" должно хватать, чтобы отделять опасных идиотов от достойных граждан. Степень избыточной корысти, стяжательства и алчности здесь явно не является злом самим по себе, скорее проблемой является их нехватка толкающая людей на подобный неоправданный риск. Так же как проблемой не является умудренная годами опытность или одиссеевская хитрость, являющиеся при отсутствии должного уровня интеллекта старческим маразмом и подлостью. И так с любой благодетелью, да и вообще данностью, которые не являются проблемами сами по себе, но становящимися таковыми только в контексте единственного социального зла - непросвещённости, критерием которой является не способность рационализировать свои эгоистические интересы, соотнося их с интересами окружающих, чему явно не способствует бичевание эгоизма и его производных.

Даже такой безусловный вроде бы аспект как война "чужих против своих", где оппонент выступает лишь в качестве корма, на поверку оказывается тоже проблемой глупости, ведь даже от самой ничтожной бактерии может быть свой прок в области симбиоза и даже с самыми примитивными народами выгоднее торговать и обмениваться, пусть и бусами, а не уничтожать их. Не жадность, но её дефицит может лишь толкать людей на то в чём привычно обвиняют жадность.

Сложно даже представить какой рывок в своём развитии совершит человеческая цивилизация, если этот ущербный предрассудок падет и люди освободятся от ещё одной архаичной рамки своего сознания, которая предполагает, что стремление к богатству и реализации личных интересов являются чем-то предосудительным и порочным. Это и снижению асоциального поведения будет значительно способствовать  ведь одно дело преступников обвиняют в каком-то нелепом грехе излишнего эгоизма и корысти и совсем другое, когда им будет предъявляться нравственная претензия в виде глупости. Такой расклад сделает асоциальное поведение много менее престижным и вести себя как идиот, а не как демонический грешник-гордец, будут готовы много менее многочисленные люди. Зло являющейся таким сомнительным недостатком, как эгоизм куда более привлекательное явление, нежели зло ограничивающееся лишь глупостью и непониманием собственных интересов, поэтому переосмысление подходов в этом моменте, обещает существенное оздоровление общества, тогда как массовая культура этому пока, к сожалению, не способствует. 

культура, кино, нравственность

Previous post Next post
Up