Плоды государственной монополии

Sep 27, 2012 11:20


Средняя скорость движения грузовых поездов "Российских железных дорог" в первой половине текущего года упала до 9,5 километров в час (228 километров в сутки). По сравнению с аналогичным показателем прошлого года скорость составов РЖД замедлилась на 37 километров в сутки, или 14 процентов.

По итогам всего 2011 года средняя скорость поездов железнодорожной госкомпании составила 10,3 километра в час (247 километров в сутки). Для сравнения, средняя скорость движения велосипедиста по городу достигает 20-30 километров в час.
с

Надо ли объяснять, что подобная неэффективность государственной корпорации непосредственным образом сказывается на всей конкурентоспособности национальной экономики? Следует ли объяснять причины такой неконкурентоспособности? Казённый гигант органически не может соответствовать усложняющимся потребностям окружающего его рыночного разнообразия и будет и дальше становится всё большим препятствием на пути развития других национальных отраслей экономики. 

При этом история о его природе "естественной монополии" - чистой воды выдумка, с тем же успехом можно было бы назначить естественными монополиями интернет-провайдеров или сотовых операторов, тоже действующих по сетевому принципу развития их инфраструктуры (что в ряде стран третьего мира и сделали, обосновывая этим монополию государства на интернет). Тем более, что железнодорожный транспорт вовсе не является безальтернативным явлением и ему есть масса конкурентов в виде более современных систем того же транспорта, автодорог, авиации и т.д.

Те же футуристические проекты монорельсовых и им аналогичных систем, скоростного железнодорожного транспорта, трансматериковых транспортных артерий, не могут в России полноценно развиваться, пока центральная поляна занята этой огромной субсидируемой правительством неэффективной тушей год от года снижающей свою работоспособность. Скорейшая открытая приватизация РЖД в этом контексте становится вопросом национальной безопасности.

При этом рассуждения о мобилизационном значении РЖД к вопросу отношения не имеют, ведь на условия именно военного времени можно предусмотреть свои оговорки, тогда как вопрос о субсидировании отдельных групп пассажиров тоже к проблеме имеет условное отношение, поскольку ничто не мешает направлять эти субсидии из бюджета прямо пассажирам, а не в эту сомнительную бездну. 

транспорт, РЖД, экономика, государственный интервенционизм

Previous post Next post
Up