"Образовательный госстандарт" в действии

Sep 13, 2012 12:17


Чем отличаются общества туземцев, от ведущих мировых империй? Прежде всего степенью своего расслоения, специализации, внутренней сложности, которая в первобытном племени отличается своей минимальностью. Есть шаман, есть вождь, все дети проходят одинаковый обряд посвящения, делают идентичные засечки на теле, вместе ходят на охоту и калёным железом уничтожают всяческое инакомыслие, изгоняя отщепенцев из племени или сразу забивая их камнями. 

В сущности весь процесс человеческого прогресса, и шире, эволюции как таковой - это история увеличения разнообразия, усложнения структуры и прежде всего специализации и разделения труда. Каждый дикарь справится с добычей дубины, в Средние Века всеми железяками занимался кузнец, а сегодня простейший карандаш делают тысячи различных специалистов, от операторов машины по рубке леса до химиков-технологов. Технологический прогресс как таковой на этом фоне глубоко вторичен - посади в космический корабль стадо обезьян способных только к ковырянию корней и они останутся стадом обезьян.

Понимая это, становится очевидным и то, почему российское образование, несмотря на многочисленные мантры о его ведущем мировом статусе, в реальности совершенно не только не ведущее, но и даже близско не отражает место России в мире по другим показателям, вроде объёмов ВВП, доли в мировой торговле или численности населения, не говоря уже о нашем фантастическом и забытом интеллектуальном, культурном и научно-технических вкладах. В реальности о качестве нашего образования наглядно говорят такие факты, как тотальное стремление россиян которые могут себе это материально позволить, пристроить своих отпрысков в иностранные учебные учреждения и всего лишь один российский ВУЗ в рейтинге 200 ведущих университетов мира. Даже высшее образование карликового Гонконга более атворитетно в мире, чем наше.


А всё почему? Да вот же нагляднейший пример:

Ведущая физико-математическая школа (специализированный учебно-научный центр - СУНЦ) при Новосибирском государственном университете (НГУ) оштрафована на 100 тысяч рублей, а также в ней запрещено работать профессорам и университетским преподавателям.

Такое решение принял судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин, 7 сентября вынеся решение о совершенном администрацией СУНЦ НГУ правонарушении. По решению суда, работать в школе должны только "учителя", а не "преподаватели", а расписание занятий не должно отличаться от стандартного.

Судья здесь не проявляет никакой самодеятельности, элитные образовательные учреждения если и есть в России, то являются скорее исключением, а не правилом, действуя даже не сколько в правых рамках, сколько по номенклатурной протекции. И это судебное решение - лишь верхушка айсберга в огромной системе по подавлению образовательной инициативы и специализации которая не может существовать в рамках самой идеи "государственного образовательного стандарта", особенно в его текущих гипертрофированных рамках.

Между подобной унификацией и специализацией существует непреодолимое противоречие, которое государство решает в пользу того чтобы всем закатывать мозги одинаковым образом, что для него в силу понятных предрассудков много важнее, чем реальное качество образования. Если завтра правительство обяжет всех производителей хлеба производить булки только одного единственного стандартизированного типа, вряд ли это будут особенно хорошие и популярные булки, какой бы стандарт не был - не возможно удовлетворить им обилие и сложность человеческих потребностей хотя бы в хлебе, а с самими людьми всё значительно сложнее - кто-то хочет с детства строить модели звездалётов, а кто-то учиться разводить растения или учить Библию. Качетственное образование не может быть стандартным, это всегда может быть только индивидуальный творческий процесс любых по своему особенных учеников и учителей оптимальным образом раскрывающих свои способности. Принцип единого стандарта с этим естественно не соотносится и это прямо противоречит интересам развития страны и отрасли образования.

Для справки - в пресловутых ну_тупых США, обеспечивающих 28% мирового образовательного бюджета при 4% мирового количества детей и молодёжи, располагается от 56 до более 100 из 200 лучших вузов планеты (тем временем в этот список иногда попадает лишь один российский ВУЗ), министерство образования было создано лишь в 1980 году и ведущий альтернативный кандидат в президенты Митт Ромни обещает его расформировать при первой возможности, ЕГЭ не существует, экзаменация школьников проводится по несколькоим альтернативным и открытым системам, высшее образование состоит практически полностью из частного сектора, 15% школ так же являются негосударственными, а единых строгих образовательных стандартов фактически не существует. Кстати, даже крайне спорное якобы 1-е место Финляндии как страны с лучшим в мире образованием соседствует с ключевым принципом финансовой самостоятельности школьных учреждений в этой стране (абсурдно эгалитарно измерять качество образования по минимальным показателям безграмотности среди населения и их совокупным тестовым данным (сложная, разнообразная, большая и многолюдная страна неизбежно будет в этом отставать), куда важнее то сколько ведущих научных центров, высококлассных учёных и изобретений геренирует на выходе образовательная система и куда в большей мере стремяться со всего мира поступать на обучение).

Можно бесконечно плеваться на иностранный опыт, но обычно когда что-то хотят улучшить, то поднимают голову из своей ямы и узнают о том кто, чего и как достиг вокруге, чтобы не совершать чужих ошибок повторно. Благо мир достаточно разнообразен и велик, чтобы любое действие почти наверняка уже повторяло какой-то опыт, даже если оно объявляется самым что ни на есть "оригинальным и самостийным" - ошибки такого рода как раз наиболее распространены и по части "самостийности" и "оригинальности" наиболее дремучие дикари и туземцы могут быть впереди планеты всей, ведь именно они учитывают чей-либо иностранный опыт в наименьшей степени. 

Новосибирск, образование, государственный интервенционизм, самоуправление, страноведение, Россия

Previous post Next post
Up