Оказывается одна из крупнейших политических сил в стране в лице Федерации Независимых Профсоюзов России сейчас
создаёт свою партию - "Союз Труда", благославлённую лично главой ФНПР Шмаковым. Хотя последний продолжает заявлять о своей лояльности правящей партии, уже понятно, что с тонущего корабля решили делать демарш и долго на двух стульях усидеть не смогут. Это весьма интересные процессы иллюстрирующие закат однопартийной политической системы в России. Контроль при этом сразу вряд ли будет потерян, ведь ещё можно будет достаточно долго давить на лояльных партийных лидеров, однако и эта лояльность и возможности давления будут неизбежно истончаться на фоне неизбежных электоральных сдвигов по снижению лояльности населения в условиях его пресыщения и усталости. Любопытными на этом фоне выглядят
всплывшие рекомендации из Кремля по сохранению контроля политической системы в регионах - учитывая инцидент с выборами в Ярославле, будет не удивительно, если вопреки этим рекомендациям вертикаль власти постепенно будет терять твёрдость хватки и всё новые политические сегменты будут выскальзывать из под её контроля. И вот тогда, о ужас, в стране однажды произойдёт качественный перелом и на смену "управляемой демократии" придёт собственно демократия - властям разных уровней придётся акцентировать усилия не на том чтобы контролировать электоральные процессы, но прежде всего договариваться с победившими кандидатами.
Если на международном уровне не случится небольшого апокалипсиса с радикальным падением цен на энергоносители, в ближайшие 6 лет радикальная смена элит вряд ли произойдёт, скорее всего будет нарастать это ползучее обновление политической системы и её смещение в сторону многопартийности и реального плюрализма при одновременном усилении санации общества от всевозможных радикалов, экстремистов и "иностранных агентов". Хорошо бы за это стремительно сокращающееся время у политической элиты в России хватило воли пойти на смещение страны с её нынешнего статуса суперпрезидентской республики, в сторону более парламентской модели. И тогда неизбежное однажды и может быть уже в 2018 году, падение контроля над президентским креслом не приведёт к серьёзным потрясениям для страны, а элиты будут вынуждены договариваться друг с другом и идти на компромиссы. В случае же, когда всё будущее России зависит на 98% от того кто сумеет взять весь джекпот президентского статуса, радикализация страстей и напряжённости в обществе неизбежны, новый президент будет подобно кукушонку выкидывать из системы всех "чужаков", а значит они сделают всё возможное, чтобы не допустить смены власти в стране. Отсутствие же политической конкуренции в этих условиях неизбежно приводит к застою и косности системы.
На сегодняшний момент, совершенно очевидно, реальный центром власти в стране является администрация президента, абсорбирующая в себя все лучшие администраторские и интеллектуальные кадры в стране. Это не здорово, поскольку эти кадры должны концентрироваться по логике вещей в правящей партии, тогда их усилия будут в большей степени направлены на собственно партийную политическую деятельность - идеологически ориентированную, направленную на набивание политических очков и модернизацию страны. В условиях, когда центр тяжести политической системы смещается к "стоящей над схваткой" администрации президента, акценты смещаются с непосредственных усилий по улучшению исторических позиций правящей партии и её заслуг, на манипулятивные технологии удержания власти этими новыми тайными жрецами.
Наиболее метко на этот счёт высказался Невзоров, комментируя деятельность Владислава Суркова как своеобразного символа этой кардинальской власти: "что касается Славы, я не вправе давать оценок. Он настолько увлекается плетением кружавчиков, что, по-моему, ему самому уже неважно, кто будет их носить и окажутся ли они деталью траурного наряда или подвенечного платья. Главное - совершенство кружавчиков"
Сам Владислав Сурков на этот счёт так же весьма искренен, но выражает эту мысль в стихах:
Наш хозяин - Денница, мы узнаем его стиль.
К Рождеству вместо снега он посылает нам пыль.
Мы плетемся в обозе его бесконечной орды.
Я буду, как ты,
ты будешь, как он,
мы будем, как все.
Он всегда впереди - в алом шелке, на бледном коне,
Мы за ним по колено в грязи и по горло в вине,
И вдоль нашей дороги пылают дома и мосты.
Я буду, как ты,
ты будешь, как он,
мы будем, как все.
Пусть тебя не смущает обещанный к завтраку суд.
Бог простит и себя, и его, и сто тысяч Иуд.
Так до встречи в раю, где цветут ледяные цветы.
Я буду, как ты,
ты будешь, как он,
мы будем, как все.
В этом в общем-то основная проблема текущей политической системы в России, системы, где власть гиперцентрализована в образе президента. По закону сохранения энергии если в одном месте прибыло, значит в другом убыло. Абсолютная концентрация внимания и ответсвенности на фигуре национального лидера привели к тому, что эта ответственность размывается на всех остальных более низовых уровнях власти. Отсюда и все имеющиеся у нас перекосы, когда PR подменяет собой долгосрочные результаты деятельности, когда лояльность становится важнее профессиональных навыков, когда на фоне солнцеликого наличие других ярких фигур в политике становится скорее аномалией, а не нормой. Отсюда и коррупциогенность и неповоротливость и низкая эффективность системы.
Что было бы, если бы Россия была бы парламентской республикой (а на фоне суперпрезидентской модели в РФ, даже президентская республика в США выглядит как вполне себе парламентская модель)? Талантливые фигуры вроде того же поэта Суркова, или вундеркинда Дворковича вероятно были бы самостоятельными политическими фигурами, не работающими почти исключительно на повышение лояльности населения к президенту и сохранение его контроля над политической системой, но занимающиеся реальной публичной политикой, в условиях которой было бы не уместно каждой подобной фигуре спасать десятки тигриц и делать тысячи обнадёживающих заявлений, но больше было бы содержательных обсуждений, парламент был бы местом для дискуссий, которые бы рождали реальные решения проблем и более чутко улавливали мировую изменчивость.
Россия далеко не лучшая страна в мире, мы упускаем огромные обьёмы позитивного опыта, мы развиваемся в два-полтора раза медленее, чем свои более эффективные коллеги, мы на уровне правящих элит периодически генерируем чудовищные и отсталые заблуждения и предрассудки транслируемые на всё общество. В текущих условиях снижается степень здоровой публичной политической конкуренции, но развиваются методики "битвы бульдогов под ковром". В результате например совершенно вопиющее и катастрофическое снижение ВВП во времена Мирового Экономического Кризиса не привело к существенному обновлению экономической политики правительства или хотя бы крупным кадровым перестановкам, зато за это время успели придумать ещё тысячу и один способ по противодействию политическим конкурентам.
Это вовсе не значит, что власть в стране плохая или преступная, но в жестоком мире не достаточно просто бежать, важно бежать быстрее всех остальных, оперативно впитывая в себя самый лучший и прогрессивный опыт. Одна публичная фигура в лице президента это делать физически не может, поскольку человеческие возможности, даже у национального лидера, ограничены. При этом генерировать позитивную повестку и инновационный опыт - это задача именно публичных политиков. Аппарат не склонен генерировать повестку из такой области, скорее он придумает всё более изощрённые способы по нейтрализации политических конкурентов, в чём в России очень преуспели. Аппарату нет нужды оставаться в истории, он не ориентирован на публичное поощрение и поддержку, его стимулы значительно проще и сводятся к тому чтобы начальство было довольным и финансирование не прекращалось. Поэтому аппаратчики скорее будут пускать пыль в глаза, нежели принимать трудные волевые решения. В стране, где львиная доля политики укутана кулуарными механизмами и вытеснена из публичной политики доминируют именно аппаратные игры, со всеми их врождёнными недостатками и минусами которые не так ярко свойственны собственно публичным политическим процессам.
Всё это важно понимать всем сторонам политического процесса в стране. Даже если однажды власть в стране смениться, без изменения этих структурных проблем и прежде всего проблемы гиперцентрализации власти в посту президента, ожидать решения типичных отечественных проблем не стоит. Внимательнее следите за риторикой публичных деятелей, если они концентрируют усилия на разоблачении конкретных фигур, но игнорируют эти структурные, системообразующие проблемы, значит вряд ли они их смогут решить.