Что, черт возьми, происходит в ГрецииПочему у греков опять нет правительства, развалилась двухпартийная система, кончаются деньги и честные выборы проходят раз в месяц •
Александр БауновПодробнее на Slon.ru То, что происходит в Греции сейчас - это миниатюрная версия судьбы всей демократической системы на планете. Политики-популисты соревнуются друг с другом в росте бюджетных трат пока общество сначала теряет свою конкурентоспособность, а потом и вовсе обанкротится и обрушится в хаос гражданской войны. Но обрушится ли?
Гражданская война вовсе не обязательна, воевать, в общем-то, не с кем, поскольку всех раскулачили ещё в период демократического произвола перераспределения, более того, в условиях стабильной демократии, именно прямое насилие лишается смысла, поэтому как раз войны можно будет избежать. В этом большое преимущество демократической системы - хотя она имеет в себе склонность к самоуничтожению, даже такие оплоты демократии как США или Великобритания, очевидным образом подходят к концу своего системного кризиса - их экономики задушены регуляцией и высокими налогами двигаясь как черепахи, их внешние долги нависают над страной, однако эта же демократическая система имеет возможность выкарабкаться из кризиса относительно легко.
Если царская Россия провалилась в 70-летнюю пучину большевистской деспотии, то демократическому режиму достаточно будет и одного избирательного цикла помучаться под пятой «левых радикалов», чтобы потом их сами же избиратели прогнали из парламента грязными швабрами.Собственно после того, как «радикальные левые» в правительстве Греции угробят свою национальную экономику окончательно, к власти закономерно придут «радикальные правые», с той риторикой, что
озвучивает например Павел Дуров в своём манифесте. Они расчистят регуляторные наслоения, исправив ситуацию, при этом, что особенно важно, у общества появится иммунитет к этим формам дешёвого популизма.
Важный нюанс - иметь как можно более близкий уровень ответственности, поскольку большие системы можно есть долго. Если завтра Европейский Союз продолжит во чтобы то ни стало пичкать Грецию субсидиями, то конечно болезнь может продлится ещё очень долго, пока кризисные тенденции не сжуют всё пространство Европы, которое завалится целиком так же как заваливается сейчас обанкротившаяся Греция. Собственно из этого выходит ключевая мысль о важности минимизации бюджетных транзакций и желательности предельного снижения уровня федерального или даже регионального бюджетного перераспределения. Если бы каждый муниципалитет жил только по своим средствам, то они бы в очень быстрые сроки чисто демократическими мерами проб и ошибок отбросили все ложные схемы и отобрали только лучшие модели бюджетной политики, тогда как распространение безответственности и возможность залезть в карман побольше, будет только затягивать коллапс и последующее за этим оздоровление.
В этой саморегуляции - весь шарм демократической системы. Общество может совершать невероятно глупые ошибки, однако рано или поздно от постоянного наступления на грабли оно отрезвеет и перестанет повторять самоубийственные алгоритмы.
Поэтому, например даже угроза прихода в России к власти тех или иных «коммунистов» вовсе не является угрозой - ну придут, ну покажут свою несостоятельность и уйдут на этот раз навсегда. Однако,
по данным социологических исследований, у общества в России уже отчасти сформировался такой иммунитет - именно КПРФ имеет один из наиболее высоких уровней неприятия своей политики, который переваливает за 50% и далеко превосходит аналогичный уровень "Единой России". Короче говоря, количество граждан, которые ни при каких обстоятельствах не будут голосовать за коммунистов в России значительно больше, чем подобных противников правящей партии и их критическое количество гарантирует, что коммунисты в стране никогда снова не станут правящей партией. Могут, конечно, ещё проскочить к власти их замаскированные штампы в лице «социал-демократов», однако и те за один политический цикл покажут свою несостоятельность.
Тоже самое с их псевдонационалистическими версиями апеллирующими к всяческому изоляционизму и замаскированным формам нацизма.
Суть же заключается в том, что России даже при предельно демократических выборах вовсе не грозит повторение судьбы Греции, нашим избирателям СССР всё же хватило и к власти в стране будут приходить правые и умеренные партии, поэтому один из излюбленных аргументов противников оппозиции, утверждающих, что в случае раскручивания гаек в стране её погубят популисты - не состоятелен ни теоретически, ни практически.
Впрочем, это мало что меняет, учитывая то, что демократизация уже в России состоялась, а ключевым её элементом была партийная реформа, не говоря уже о вполне легитимном президенте. Моё дело состоит лишь в том, чтобы оздоровить поле политической дискуссии, исключив из него несостоятельные аргументы с обеих сторон.