Коллапс отечественной авиации

May 11, 2012 13:19

image Click to view



Трагедия в Индонезии действительно знаковая и наглядно демонстрирующая, что проблемы отечественного авиапрома не решены. Собственно то что предлагают в рамках обозначенной в ролике доктрины - те же яйца в другой профиль - от перекладывания денег по разным карманам сумма не меняется. Если в рамках гозаказа начать стабильно закупать разваливающиеся самолёты, то они от этого не станут конкурентоспособнее. Проблема лежит на поверхности - Объёдинённая Авиационная Корпорация, как и проект возможного министерства авиации - это бюрократические левиафаны по определению неэффективной госсобственности. У чиновников физически не существует стимулов к эффективной деятельности, они ориентированы не на коммерческую деятельность, а на выполнение политических задач, а такие не могут давать адекватные рыночные стимулы по соотношению цены и качества конечного продукта, следовательно госсобственность обречена на неконкурентоспособность.

Если мы хотим выпускать конкурентоспособную продукцию, то нам нужна именно конкуренция и частная собственность. На рынке гражданских авиаперевозок в России всё неплохо - есть масса компаний которые прекрасно справляются со своими функциями, уже конкурируя по цене с госкорпорацией РЖД. Если мы хотим достичь конкурентоспособного развития в сфере производства авиации, то там тоже нужен всего лишь рынок, а не закопанные десятки миллиардов рублей налогоплательщиков, вне зависимости от того, планируется ли их закопать в очередное бюрократическое ведомство или госкорпорацию. С нашей авиастроительной госкорпорацией конкурирует не США и не Франция, а их частные компании, чьё родовое отличие именно в характере собственности и природе управления - наши чиновники оказываются худшими управленцами чем заморские или наши же предприниматели. Если мы хотим добится конкурентоспособности в той или иной отрасли, то первым делом следует впустить туда рыночные принципы функционирования.

Как это работает можно пронаблюдать на примере развития китайского автопрома который сначала развивали иностранные инвесторы на внешние рынки, а теперь там десятки миллионов всё более конкурентоспособных автомобилей. Правительство КНР просто обеспечило благоприятные условия для развития этого бизнеса, а не закапывало там национальные ресурсы. Собственно Россия идёт по верному пути консолидируя казённые активы в госкорпорации, а потом продавая их на IPO, однако процесс этот остаётся крайне медленным. Вваливать туда до их приватизации дополнительные ресурсы - значит делать этим предприятиям медвежью услугу, вовсе не гарантируя повышение их конкурентоспособности, но скорее обеспечивая коррупционные издержки, а субсидировать эти отрасли после приватизации тем более бессмысленно. Дешёвое без акцизное топливо и экономия на издержках налоговых, зарплатных и тому прочих отчислений в бюджет могли бы сослужить в деле строительства конкурентоспособной промышленности куда большую услугу.

экономика, авиация, госсобственность

Previous post Next post
Up