Кто съел вишенку?

Mar 22, 2012 09:25

Оригинал взят у teh_nomad в Кто съел вишенку?


Все горазды шуметь, что де бензин нынче дорог, что нефтяники жируют на трудовом народе, а кому-нибудь приходило в голову посчитать, кто реально жирует? Аналитики отраслевого журнала "Нефтегазовая вертикаль" посчитали, и вот что у них получилось.

16 из 29 рублей, которые мы платим за литр 95-го уходит в карман государству . Теоретически, оно должно возвращаться к нам же, в виде дорог, медицины, вежливой и профессиональной полиции, низких тарифов на ЖКХ, качественного образования, et cetera, et cetera... Так ли это, каждый решает для себя...

Сейчас, для нейтрализации этого аргумента, государство возвращает механизм дорожных фондов, куда целевым образом будут собираться средства с прямых и косвенных налогов с автовладельцев и передаваться на строительство и поддержание дорог. Это безусловно шаг вперёд по сравнению с хаосом единого бюджетного котла из которого каждый тащит кусок не в зависимости от эффективности своей работы, а в силу исключительно своих лоббистских талантов. Другое дело, что и новая схема далека от оптимальной, в силу её коррупционной ёмкости, отсутствия внятных критериев по которым можно понять, где в первую очередь нужно строительство новых и ремонт старых дорог, уравнительного налогообложения всех, вне зависимости от того где и как много люди ездят. Система частных дорог, где водители бы платили напрямую за пользование тем дорожным полотном, которое им нужно, а не перекладывали деньги из одних карманов в другие, радикально бы сократила число непродуктивных издержек и завышенных трат в транспортной отрасли.

Очевидно ведь, деньги из ниоткуда не берутся, и в конечном итоге дороги в России платные. Просто сегодня люди платят не за езду по качественным дорогам, а платят в довесок к прямым транспортным налогам, эти самые 55% стоимости бензина с каждой заправки. Выходит это значительно дороже, чем если бы люди покупали "проездные" на конкретных дорогах (самоорганизация рынка эту процедуру бы значительно упростила, так как сегодня не составляет труда положить денег на телефон) - даже если абстрагироваться от коррупционного элемента (из-за которого дороги в России получаются существенно дороже чем в других странах) - отсутствие ценовой конкуренции и издержки на лишние промежуточные этапы, делают своё дело. Между тем в условиях особенностей России именно транспортные вопросы, имеют особую важность.

Впрочем, тенденции намечаются здравые - практика платных дорог постепенно входит в нашу жизнь и целевое налогообложение с дорожными фондами - проявление этой здоровой рационализаторской тенденции. Хочется надеяться, что на этом процесс реформирования дорожной отрасли в России не остановится.

дороги, рынок, транспорт, экономика, ценообразование, налоги

Previous post Next post
Up