Пояснительная записка к петиции по проблеме работников здравоохранения

Jan 27, 2012 19:44


В данный момент на рассмотрении в Государственной думе РФ находится законопроект № 626806-5, предусматривающий наделение медицинских учреждений наравне с военизированными и правоохранительными структурами возможностью закупки нелетальных средств самообороны. Эта инициатива возникла не на пустом месте и вызвана тем, что работа скорой помощи по своему риску сходна с исполнением обязанности инкассаторов и полицейских - на медиков постоянно совершаются нападения как в просто хулиганских целях, так и с корыстными мотивами, например получения специализированных наркотических медикаментов, которые они вынуждены транспортировать.

В пояснительной записке к этому законопроекту в частности сказано:

«На федеральном уровне гарантии безопасности работникам и врачам скорой помощи не определены, что приводит к их фактически полной беззащитности перед периодически возникающими угрозами причинения вреда их жизни и здоровью. Несмотря на частые нападения на работников скорой помощи на вызовах, не установлено никаких мер их защиты, в результате чего работники и врачи скорой помощи получают травмы и даже погибают, исполняя свой профессиональный долг. Специфика работы скорой помощи обусловливает регулярные столкновения с криминальными ситуациями, с людьми, не осознающими свои действия, но адекватной защиты жизни и здоровья работников и врачей скорой помощи закон не установил.
Вызывающие беспокойство высокая периодичность и частота нападений на бригады скорой помощи по всей стране требуют незамедлительного законодательного решения данной проблемы».

Данная проблема носит глобальный характер, так по данным европейских исследователей, за год физическому насилию подвергается 11% врачей и медицинских сотрудников среднего звена в относительно законопослушной Испании, а угрозы в свой адрес получает 64% работников. 48% и 27% в год работников служб скорой и психиатрической помощи подвергаются физическим нападениям. По итальянским данным из каждых десяти врачей нападениям и угрозам нападения подвергаются 9 человек. Каждый пятый сотрудник "неотложки" подвергся избиению, а 13% - угрозам с применением оружия. Ежегодно каждый десятый английский врач страдает от нападений пациентов.

Аналогичных масштабных статистических данных по ситуации в России нет, статистика по уголовным делам, связанным с конкретными профессиями МВД не ведётся, нет соответствующих данных и в министерстве здравоохранения, однако нет никаких оснований предполагать, что у нас принципиально иная ситуация. Напротив, законодательная инициатива кемеровских парламентариев, предложивших выше обозначенный законопроект, демонстрирует, что проблема назрела. Так, например, только в Новосибирской области за прошлый год зарегистрировано, по меньшей мере, 15 непосредственных нападений на врачей скорой помощи. По мнению представителей медицинских профсоюзов, число нападений на врачей гораздо больше по сравнению с теми, которые попадают в СМИ, руководство больниц предпочитает замалчивать такие случаи, а медикам запрещается говорить про них под страхом увольнения.

Ещё в 2004 году в Красноярском крае попытались решить эту проблему закреплением за работниками скорой помощи нарядов милиции. Это давало свои результаты, так только за две недели наблюдений было предотвращено более 70 опасных инцидентов, но это всё равно было экономически неподъёмным методом, в результате работники региональных медицинских служб вынуждены тратить время на обучение малоэффективным методам рукопашной самообороны.

К сожалению, нет уверенности и в том, что наделение медиков возможностью покупки средств "не летальной" самообороны позволит обеспечить их безопасность. Травматические пистолеты, баллончики и электрошокеры, которыми предлагают вооружить врачей законодатели, не являются эффективными средствами защиты от нападений, тем более в сфере, связанной с повышенным риском, с необходимостью противодействия агрессивным наркоманам с пониженной чувствительностью, против лиц в зимней одежде, агрессивных групп граждан или, тем более, вооружённым нападениям. Неэффективность травматических спецсредств доказывает и тот факт, что работники полиции и силовых ведомств не спешат переходить на них, хотя, зачастую, их работа связана с меньшими рисками, чем в сфере скорой медицинской помощи.

Существующая парадоксальная ситуация, когда люди призванные спасать человеческие жизни не в состоянии защитить собственную безопасность, представляется вопиющей. Работники системы здравоохранения должны быть равноправны с сотрудниками силовых структур. Наделение их правом ношения травматического оружия может оказаться вредной полумерой не способной обеспечить должный уровень сопротивления агрессии. Важную роль в этом вопросе так же имеет профилактический фактор сдерживания - именно смертельная угроза, исходящая от настоящего оружия, удерживает преступников от нападений на сотрудников силовых ведомств, в то время как угроза применения травматического оружия превентивным сдерживающим эффектом не обладает и в лучшем случае несколько повышает шансы медиков отбиться в конкретном случае от наименее подготовленных или наиболее трезвых нападающих.

Необходимо наделить учреждения здравоохранения законодательной возможностью приобретения полноценных единиц боевого короткоствольного нарезного огнестрельного оружия, и наделять правом ношения пистолетов и револьверов экзаменованных врачей экстренных медицинских служб на тех же основаниях, что и работников силовых ведомств, в силу особого риска этой профессии и недопустимости применения к ней полумер в виде травматического оружия. Предложенные в текущем законопроекте травматические, шумовые или световые патроны, а так же газовое и светозвуковое оружие не в состоянии обеспечить на должном уровне безопасность медиков, в ином случае сотрудники силовых ведомств и в частности ФСО, занимающееся охраной уважаемых законодателей, не задействованные в задержании особо опасных преступников так же должны были бы перейти исключительно на травматическое оружие.

Работники системы здравоохранения, подвергающиеся сходным с силовиками рискам и не меньшим уровнем ответственности, являются группой безоговорочно достойной доверия, связанного с наделением правом на короткоствольное огнестрельное нарезное оружие, и в отличие от нескольких тысяч владельцев наградных единиц боевых пистолетов, имеют в подобном оружии особо острую, каждодневную необходимость, которую ставит перед ними общественный долг.  При этом в ряде удалённых  и малолюдных населённых пунктов, где постоянное присутствие участковых полицейских экономически не оправданно, наделение правом на короткоствольное оружие работников первичного звена медицинской системы позволило бы совмещать функции здравоохранения и охраны правопорядка, тем самым существенно повышая статус государственного представительства на местах, экономя бюджетные ресурсы и не допуская повторения ситуаций аналогичных инциденту в посёлке Сагра.

В силу сложности и многоаспектности этого вопроса движение «Право на оружие» просит комитет по безопасности совместно с комитетом по здравоохранению ГДРФ провести расширенное обсуждение этого вопроса с привлечением широкого спектра специалистов и представителей общественности, соответствующим образом доработав существующий законопроект.

насилие, право на оружие, законодательство, безопасность, преступность, здравоохранение, правозащита

Previous post Next post
Up