Путешествие из Петербурга в Москву

Jan 26, 2012 10:19


А скорый поезд Сапсан все набирал обороты, мелькание заснеженных домов и полосок леса становилось все быстрее. Как ни странно, вовсе не клонило в сон, хотя и спать я себе позволить не могу.

В 14:33 мой поезд всего на 2 минуты остановится на вокзале в Твери. Именно ради этих 2 минут, я и не сплю, потому что около полувека назад на этом самом вокзале на поезд садилась молодая девушка, ставшая в последствии моей бабушкой. Я обязательно должна увидеть и рассказать ей, как теперь выглядит вокзал из ее молодости, хотя я и не знаю исходных данных. Эти далекие 50 лет назад моя бабушка по системе советского распределения уехала из родного Сасово (это город в Рязанской области) в далекую Сибирь, село Локоть, где тогда даже не было электричества. Уехала, одержимая идеей освоения целины или, может быть, советской пропагандой. Мы часто говорим об этом, оценивая тогда совершенный поступок. Конечно, она рада, что в далекой Сибири она встретила своего будущего мужа, тут родились дети и внуки. Но кто знает, как все сложилось бы, останься она на родине, в центральной России, вкладывай она себя и свои таланты в развитие существующего, а не в приближенных к пыточным условиям поднимать целину и строить все с нуля там, откуда, собственно, для жизни надо бы уезжать. Не поспоришь с тем, что в Сибири резкоконтинентальный климат, непригодный для здоровья, лютые морозы и адская жара.

Конечно, в Сибири может развиваться фермерство, крупные производства, НИИ и работать добыча ресурсов, однако просто по-человечески жить там всегда заставляла, прежде всего, нужда - дефицит земель, бегство от помещиков и царей, ссылки и советские разнарядки, наконец. Работать люди могут вахтовым методом и в Сибири и на Чукотке и хоть на Марсе, однако своим детям они бы думается, предпочли бы оставлять родовые гнёзда в более комфортных регионах, например русской равнины с её относительно умеренным климатом и милыми ёлочками и дубами, а не в нашем ссыльном и суровом  сибирском крае, подходящим для достижений и подвигов, постоянной борьбы с природой, однако, думается это лучше делать не перманентно, но командировками. Будь у наших людей возможность выбора, где иметь домик - в Сибири или где-нибудь на берегу Чёрного моря или хотя бы здесь, в центральной и северо-западной России, вряд ли нашлось много тех, кто предпочёл бы первый вариант.

Конечно, многие будут осуждать за такие утверждения, и рассуждать о великой имперской миссии и бремени удержания этих далёких и неблагоприятных территорий. Однако по моим наблюдениям людей, что на них брошены, удерживает вовсе не мессианская идея великодержавности, но банальное отсутствие альтернатив и не готовность к столь крупным потрясениям в виде переезда, в то время как все эти великие захватчики и строители империй предпочитают рассуждать об этих материях в тёплых столичных кабинетах, вовсе не становясь сами строительным материалом своих планов. Это как с сохранением деревни - для этого чиновники готовы выделять миллиарды рублей налогоплательщиков, но сами почему-то не стремятся ехать туда и до конца жизни пасти гусей. Может хватит реализовывать свои амбиции за чужой счёт? Возможно замещение массового крестьянства единичными но эффективными фермерами, так же как расселение неблагоприятных северных районов и замещение постоянной и дорогой жилой инфраструктуры там компактными временными поселениями вахтовых рабочих - это не так уж и плохо?

государственное регулирование, лытдыбр, миграция, историософия, Сибирь

Previous post Next post
Up