Многополярный мир не так, как ожидалось

Mar 04, 2015 15:20


Китайский дипломат впервые открыто поддержал Россию по конфликту в Украине: российские политики радуются, американские бьют тревогу, а КНР, тем временем, начинает собственную политическую игру.

В то время как Россия питает имперские амбиции, считая, что Украинский конфликт и западные санкции на фоне роста вооружений помогут ей выиграть новую «холодную войну», а США и ЕС увлеченно продляют и вводят все новые санкции в отношении российской экономики, на мировой политической арене появляется новый игрок - Китай.

Свидетельством вступления «в шахматную партию» нового игрока служит последнее заявление китайского дипломата Цу Синь, который призвал Запад «оставить попытки играть с нулевой суммой» против России. Он также назвал корнем конфликта в Украине «игру» между Россией и западными странами, включая США и Евросоюз. Более того, китайский дипломат из Брюсселя высказал уверенность, что украинский кризис был усилен некой «внешней интервенцией» западных стран в Украину, что стало «предупреждением» для Москвы в «нечестном поведении» со стороны Запада. Данное заявление Китая весьма примечательно, ведь ранее КНР воздерживалась от политических игр, оставаясь довольно замкнутой коммунистической державой, фокусировавшейся вовнутрь страны, при этом с капиталистической экономикой «вовне». Вспомнить хотя бы заявление официального представителя МИД КНР Хун Лэя в 2011 году, где последний объявил, что "Китай неизменно проводит принцип невмешательства во внутренние дела других стран".

Однако теперь страна все более наращивает свое политическое участие, опираясь на мощный экономический базис: Китай является второй экономикой мира после США (по данным Международного валютного фонда). Более того, КНР активно развивает собственные торговые союзы в направлении Азии - так Китай является крупнейшим торговым партнером Таджикистана, Казахстана, Туркменистана и Кыргызстана. Объем торговли этого региона с Китаем достиг в 2012 году 46 миллиардов долларов, почти вдвое превысив объем его торговли с Россией. И все это на фоне падения оборотов торговли с РФ, которые в январе 2015 года сократились по сравнению с прошлым годом практически на треть. Испытывая давление со стороны Запада, Россия все больше поворачивается на Восток, испытывая острую необходимость в реализации новых проектов по экспорту природных ресурсов. Тут речь идет, прежде всего, о знаменитом газопроводе “Алтай”, подписание контракта о котором запланировано на 2015 год. Однако усиливая свои позиции за счет Китая, Россия столкнется с проблемой иного толка - сохранении своего влияния в странах Центральной Азии, где все больше присутствуют китайские коллеги.

Западная стратегия, обозначенная китайским президентом Си Дзиньпинем в его плане формирования «Нового экономического пояса Шелкового Пути», подчеркивает важность Центральной Азии для развития экономики Китая. Центральная Азия богата природными ресурсами и благодаря своему географическому положению представляет большие возможности для дешевого и стабильного импорта энергоносителей. Китай инвестирует миллиарды долларов в энергетический сектор этих стран, в том числе по контрактам с Казахстаном - 30 миллиардов; в рамках 31 договора с Узбекистаном - 15 миллиардов, инвестиции по соглашению о транспортировке природного газа с Туркменистаном достигли 16 миллиардов долларов. Кроме того, Китай предоставил кредиты и помощь на сумму 8 миллиардов долларов Туркменистану и намерен выделить не менее 1 миллиарда Таджикистану. В прошлом году Китай перевел свои экономические связи с Кыргызстаном на стратегический уровень. Что еще более важно, Китай рассматривает страны Центральной Азии как важных союзников в борьбе с исламскими экстремистами, создающими этническую напряженность за западе страны. Синьцзян-Уйгурский автономный район - это вопрос суверенитета, а значит - вопрос национальных интересов Китая.

Пока интересы Китая и России в этом регионе совпадают. Возникшие проблемы в сфере безопасности, такие как исламский экстремизм, сблизили позиции обеих стран, приведя к интенсификации сотрудничества в рамках ШОС (Шанхайской Организации Сотрудничества). А вот дальнейшее усиление китайского присутствия в Центральной Азии вызовет неизбежное соперничество. Для России ставки в этой игре весьма высоки. Богатые энергоресурсами страны Центральной Азии нащупывают новые маршруты поставок, такие как китайско-казахстанский нефтепровод. Россия опасается потери своих преимуществ и появления новых конкурентов. Снижение прибыли от экспорта энергоносителей в сочетании с экономическими рисками и падением курса рубля может ускорить движение российской экономики вниз по наклонной плоскости. Экономически Россия до сих пор очень важна для стран Центральной Азии и поступления денег от многочисленных трудящихся мигрантов, обосновавшихся в России, оказывают существенную поддержку их экономике. Однако, растущее влияние Китая представляет для них возможность диверсифицировать свои внешнеэкономические связи.

Предсказание истории - дело всегда неблагодарное. Еще пару лет назад мало кто мог помыслить, что на Украине начнется гражданская война, а Крым перейдет под управление России, однако в современный век события развиваются достаточно быстро. Все же не нужно быть пророком, чтобы увидеть, что вслед за развитием экономики Китая и его растущему влиянию в Центральной Азии, а также с подачи России, мир скоро вновь может стать биполярным, однако не как ожидает Россиия - в лице преемницы СССР и США, а в виде КНР и Соединенных Штатов Америки. Это уже будет совершенно новый расклад сил - ведь, с одной стороны, можно будет наблюдать повторное столкновение коммунистического и капиталистического режимов, но с другой стороны, и столкновение двух религиозных систем - американского христианства с приоритетом личности над обществом и смеси китайского конфуцианства и буддизма с приоритетом общины над личностью. Более того, эта борьба возникнет на фоне обоюдного противостояния растущему влиянию исламского мира, что, возможно, отложит противоречия стран на какое-то время, чтобы сфокусироваться на общем противнике.

геополитика, Китай, санкции, Украина, международные отношения, США, Россия

Previous post Next post
Up