Разрешить, нельзя запретить

Nov 20, 2014 20:59




О последствиях и выводах к изменениям в области оборота оружия

Вот уже немного и улеглись страсти вокруг вызвавших широкий общественный резонанс поправок к постановлению правительства о регулировании оборота оружия и боеприпасов в России, так что вполне можно перейти к глубокой аналитике произошедшего события.

Итак, с точки зрения подачи материала важно отметить недооцененность оперативности работы российских СМИ. Вчера МВД уже под давлением прессы дало пресс-релиз опровержение о смысле постановления, которое изначально было трактовано как «карт бланш» на ношение ружей на российских улицах, но вышло как в поговорке - «хорошая мысля приходит опосля». Да, ведомство можно понять - там просто не ожидали такой быстрой реакции прессы, и в это время спокойно готовили обстоятельные пояснения, но разместить не успели - информационная волна разных трактовок произошедшего захлестнула информационное поле. СМИ новшества обнаружили быстро в ночь того же дня (18 ноября), и не увидев пояснительной записки, трактовали как могли.  Их сложно в этом обвинять, можно, конечно, сказать о том, что журналистам нужно было лучше вчитаться во всю правовую базу по оружию, чтобы не получилось «свободного ношения заряженного ружья», однако выступлю в их защиту: основная задача любого новостного СМИ - оперативная реакция на новую информацию, что и было успешно сделано. Не увидели пояснений - пояснили сами, как могли. Из этой ситуации нужно, конечно, извлечь урок и в будущем не только оперативно сопровождать материалы пояснениями, но и контактами лица, которое сможет быстро и доступно пояснить суть предлагаемых документов в любой момент дня и ночи.


К счастью, ситуацию все же удалось спасти. Благодаря доступности различных общественных активистов в области оружия и самообороны, которые в рамках консолидации общественной активности в области оружия сработали великолепно, представители прессы получили разъяснения принятого документа.

Выражаю благодарность спикерам движения «Право на оружие» - Вячеславу Ванееву, Андрею Винку, представителям организации «Гражданская безопасность» - заместителю руководителя Игорю Егорову и ее руководителю Сергею Гринину, руководителю стрелкового клуба «Сайга» Рафаилу Рудицкому, руководителю стрелкового клуба «Тактика» Борису Пащенко, заместителю председателя ВОВГО Сергею Зайнуллину, а также всем другим коллегам, в том числе и из региональных отделений «Право на оружие», которые, отложив все дела, терпеливо объясняли прессе и гражданам смысл принятых поправок.

Особая благодарность - юристу Андрею Леушу за юридические консультации в этом вопросе, и, разумеется, главному управлению по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД РФ, благодаря которым были приняты эти изменения.

Также отдельно хочется отметить работу руководителя пресс-службы "Право на оружие" Дмитрия Кислова за организацию общения со СМИ и пресс-секретаря организации Елены Катруха.

Что же мы имеем в сухом остатке.

Очевидно, что подписанный Дмитрием Медведевым документ предполагает своей основной целью развитие охоты и стрелкового спорта в России. В доказательство давайте обратим внимание на основные положения поправок.

Постановлением устанавливается упрощенный режим перемещения иностранных охотников.

В частности, иностранные граждане по завершении досмотра таможенными органами Российской Федерации вправе самостоятельно передвигаться с временно ввезенным в Российскую Федерацию и принадлежащим им оружием и патронами к месту проведения охоты на основании приглашений для участия в соответствующих мероприятиях и (или) договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, заключенного с юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, и копий разрешений органов внутренних дел на временный ввоз в Российскую Федерацию соответствующего оружия.

При этом транспортировка иностранными гражданами ввезенного оружия до места проведения охоты должна осуществлять в запирающихся кейсах.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, пригласившие иностранных граждан в Российскую Федерацию для участия в соответствующих мероприятиях, обязаны в течение суток уведомить органы внутренних дел по месту проведения охоты.

Кроме того, постановлением предоставляется возможность иностранному гражданину самостоятельно обеспечивать сохранность принадлежащего ему оружия по аналогии с условиями, в которых находятся отечественные охотники.

Также следует отметить, что постановлением упрощенный режим перемещения оружия иностранными гражданами установлен при ввозе в Российскую Федерацию оружия и патронов для участия в спортивных мероприятиях, выставках или историко-культурных мероприятиях.

Одновременно с этим устанавливается упрощенный режим транспортирования спортивного оружия по территории Российской Федерации спортивным и образовательным организациям, культивирующим стрелковые виды спорта.

Кроме того, постановлением предусмотрена возможность передачи гражданского оружия и патронов гражданам Российской Федерации спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах для проведения учебных и тренировочных стрельб, в том числе для занятий видами спорта, связанными с использованием огнестрельного оружия.

Также постановлением уточнен порядок транспортирования оружия гражданами Российской Федерации.

Так, граждане Российской Федерации могут транспортировать принадлежащее им оружие по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук без получения разрешения на транспортирование, на основании разрешений на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия.

Вместе с тем постановлением внесена уточняющая поправка, отражающая в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» случаи ношения гражданами Российской Федерации гражданского оружия (то есть наряду с ношением оружия во время охоты, проведения спортивных мероприятий, тренировочных и учебных стрельб, предусмотрено ношение определенного оружия в целях самообороны).

Необходимо отметить, что гражданское оружие в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об оружии» подразделяется, по целям его использования, на четыре категории: на оружие самообороны, спортивное оружие, охотничье оружие и оружие, используемое в культурных и образовательных целях.

С учетом такого целевого разделения по использованию оружия, гражданам Российской Федерации предоставлено право ношения в целях самообороны только огнестрельного оружия ограниченного поражения (в народе «травматического оружия») и газового оружия (пистолетов и револьверов) на основании выданных органами внутренних дел разрешений на его хранение и ношение.

Необходимо учитывать положение статьи 6 Федерального закона «Об оружии», в которой установлен прямой запрет на ношение в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия (то есть охотничьего, спортивного и длинноствольного гладкоствольного огнестрельного оружия, предназначенного для целей самообороны без права ношения).

Одновременно с этим статьей 13 указанного Федерального закона определено, что граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны без права ношения огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. В этом случае органами внутренних  дел по их месту жительства выдается разрешение только на хранение такого типа оружия.

Таким образом, можно однозначно оценить документ как «положительный» для стрелкового сообщества и одновременно выразить надежду, что свершившийся факт не единичен, а станет чередой либерализующих оружейное законодательство поправок. А как оно будет «на деле», покажет время.

законодательство, длинноствольное оружие, травматическое оружие, законотворчество

Previous post Next post
Up