Статья о частном негативном опыте с краудфандингом в России. Десять раз подумайте и проанализируйте - прежде чем нырять. Материал для тех, кто только думает об этом волшебном способе привлечения средств.
ПРИСКАЗКА
Муртики - это социально-образовательный проект, в рамках которого за счёт частных (наших личных) средств разработана система современных и качественных алфавитов русского, английского и испанского языков. Первый тираж в несколько тысяч плакатов, также напечатанных на наши собственные деньги, почти целиком распространён среди друзей, школ и детских садов БЕСПЛАТНО для таковых. Малая часть продана через интернет и книжные сети. Так как плакаты мы печатаем качественные (добротная бумага и дорогая матовая ламинация - чтобы постеры не бликовали на занятиях в группах садов и школ), а войти в розничные книжные сети и крупные интернет-магазины, минуя посредников-агрегаторов в условиях российской реальности невозможно - получалось, что стоимость нашего плаката со всеми накрутками и налогами посредников для конечного пользователя крайне высока (если продавать). А дарить печатные версии плакатов и дальше «из своего кармана» мы не могли - итак слишком много вложено в проект: души, времени, средств.
Вот мы и решили при помощи краудфандинга убить сразу всех зайцев:
1) нам - не вкладываться финансами в печать второго тиража, но произвести таковой для тех, кто жаждет - запросы поступали регулярно;
2) для потребителя - работать без посредников-магазинов, напрямую с покупателями, то есть оптимизировать стоимость товара без потери качества продукта.
Мы готовились, мы много работали над краудфандингом, и… мы провалились в пух и прах. Давайте попробуем разобраться, что к чему.
ПРЕДЫСТОРИЯ
По большому счёту краудфандинговых платформ в России всего две - planeta.ru и boomstarter.ru. Поверхностное изучение обеих приводит чаще всего к впечатлению, что первая - в основном для музыкантов, вторая - вроде как для всего остального. Про работу с прародителем всего краудфандинга в мире - kickstarter.com - можете забыть, так как там требуется американское заземление мечты в грубой бюрократической форме. Соответственно, мы, с нашими печатными плакатами алфавитов, выбрали бумстартер.
За 2-3 месяца до начала нашей крауд-кампании мы начали составлять эскизную смету, подбирать потенциальных подрядчиков для создания ревардов, и, конечно же, знакомились с обзорными статьями от успешных топовых кейсов.
Первая проблема, с которой мы встретились - это непонимание, как люди создают краудфандинговые проекты с целью в 80-150 тысяч рублей (речь идёт о печатной продукции: книгах, открытках, плакатах). Наши начальные расчёты со «вкусными» ревардами вроде футболок и значков (в плюс к печати собственно плакатов) улетали за полмиллиона рублей! Мы перебрали десятки подрядчиков, пересчитали уйму вариантов тиражей печати, в итоге отказались от всех «лишних» ревардов и оставили лишь сами плакат в качестве награды. Так мы смогли оптимизировать бюджет до 300 000 рублей: на эту сумму мы планировали напечатать 3 000 плакатов, упаковать их в тубусы для рассылки и разослать самой простой и дешёвой - Почтой России. Меньше невозможно - себестоимость знаете ли.
И что это означает? Что многие фаундеры действительно могут собрать ожидаемые ими 80-150 тыр, но проект либо не состоится (не хватит финансов на производство/упаковку/рассылку), либо будет стоить фаундеру личных денег, чтобы сохранить лицо и репутацию перед теми, кто его поддержал. И что тут надо помнить? Краудфандинговые площадки получают процент от любого проекта, который собрал заявленную им сумму. Налоги с поступления средств вам тоже придётся заплатить. Независимо от того - хватает ли этих заявленных и собранных средств за минусом комиссии площадки и налогов на реальное воплощение проекта.
Вывод 1: не занижайте необходимую сумму средств (как бы вам её не советовали опустить) и десять раз её проверяйте, всё ли вы учли.
Кроме сметы и цифр, вам нужен текст, картинки и - в идеале - видео. Это надо подготовить заранее и только кажется, что просто. В нашем случае - всё было хорошо с текстом и картинками. Но мы так и не осилили видео: не шёл креатив, а снимать «просто ролик» не стали.
Вывод 2: описание, иллюстрации и видео нужно сделать, обязательно. Не жалейте времени и сил на их подготовку. Видео - не опция, а мастхэв.
Смета готова, текст с картинками и видео оформлены… вроде можно начинать? Нет! Строго до старта у вас на руках должен быть готовый пресс-релиз для тематических сайтов (в сети много примеров как его оформить и составить), а также заготовка поста для социальных сетей и длииииинный список ресурсов с их координатами - куда вы будете звонить писать, стучаться. Всё это с графиком по дням - куда, когда, сколько раз, кто будет тратить на это время. Это важно просчитать заранее. У нас заготовки были, список частичный был - но слишком сырые и короткие. Мы потеряли драгоценное время на поиске дополнительных ресурсов уже в ходе кампании, когда время ограничено.
Вывод 3: пресс-релиз и список ресурсов для рассылки должны быть заготовлены до старта крауд-кампании вместе с графиком выполнения работ.
К вопросу о времени проведения крауд-кампании: мы были уверены, что вторая половина марта и начало апреля будут идеальным интервалом для успеха (люди уже отошли от новогодних и февральско-мартовских праздников и ещё не успели уехать в отпуска и на дачи). Но подготовка и бюрократия заняли у нас столько сил и времени - что пришлось запускаться с 6 апреля по 14 мая. Очень уж не хотелось ждать до августа/осени.
Вывод 4: лучше подождать полгода и запуститься в пиковый сезон, чем стартовать «не вовремя» и запороть кампанию.
СТАРТ И КАМПАНИЯ
В начале апреля 2015 года мы запустили проект и перешли, очевидно, к самой трудной части краудфандинга - поиск и привлечение спонсоров.
Друзья
Именно лично знакомые оказались главными и почти единственными спонсорами нашего крауд-проекта - 13 из 15 бейкеров. Это при том, что у многих нет детей, или у них уже есть наши плакаты алфавитов ;) Спасибо вам, дорогие вы наши!
Своя аудитория
Проект «Муртики» за несколько лет существования успел «обрасти» некоторой лояльной аудиторией, на которую у нас были большие планы: ведь именно эти люди обращались к нам с вопросами, где же можно приобрести нашу продукцию, когда таковая закончилась в магазинах и на нашем складе. Однако, дети этой самой лояльной аудитории - тоже растут: и что естественно, спустя пару лет плакат алфавита оказался им уже не нужен! Те, кто присылали запросы - уже купили что-то иное или скачали наш плакат бесплатно с нашего же сайта, и напечатали его сами. Результат? Ноль заказов от постоянной и собственной аудитории.
Реклама в тематических сообществах за деньги
Мы потратили скромный бюджет в несколько тысяч рублей на рекламные публикации в тематических сообществах Вконтакте: прошлись по профильным площадкам, посвященным семье, развитию и воспитанию детей, дошкольному образованию и детской литературе. Результат показал, что людям тема интересна: сотни лайков и переходов на страницу бумстартера, однако этот интерес для нас ни во что так и не вылился: спонсорами проекта заинтересованные люди так и не стали. То есть надо помнить - лайки и репосты ещё ничего не значат. Вам нужны «продажи»!
Тематические сайты, форумы и сообщества
Мы вручную подобрали базу из нескольких десятков сайтов и сообществ ВК, аудитории которых тема правильных алфавитов для детей может быть интересна. Диалог с площадками превращался либо в разговор о деньгах («мы готовы опубликовать это, вот вам ссылка на наш прайс-лист»), либо и вовсе в монолог (письма без ответа, повторные письма без ответа, телефон для контакта у большинства не указан). На форумах и сообществах ВК, где контент частично наполняется самими пользователями - предлагаемые новости просто игнорировались или вовсе банились.
Профильные сайты, форумы и сообщества «про краудфандинг»
Почти единственными адекватными в общении и оперативными по обратной реакции оказались площадки, посвященные теме краудфандинга, рассказывающие о новых проектах или просто генерирующие некую общую базу крауд проектов рунета. Это crowdsourcing.ru , thestartman.ru, crowdhunters.ru. Спасибо! Дополнительные сотни просмотров, к сожалению, не конвертнувшиеся в спонсоров.
Организаторы других краудфандинговых проектов
Мы обратились с идеей о взаимовыгодном сотрудничестве к десятку разных краудпроектов (думали обратиться к их аудитории), схожих по тематике: это детская и художественная литература, иллюстрированные издания. Связаться пытались как в рамках того же boomstarter.ru, так и в социальных сетях - с авторами проектов. Ответа мы удостоились лишь от двоих, да и те результата не принесли.
СМИ, компании-кураторы и спонсоры
Разослали десятки пресс-релизов для крупнейших СМИ, которые периодически пишут или снимают обзоры про краудфандинговые проекты. Дублируя свои письма звонками, мы получали интересные диалоги: «Здравствуйте! Мы несколько лет работали над правильными алфавитами для детей, давайте напишем про нас, вы получили письмо?» - «Письмо получили, посмотрим!». Проходит пара дней, диалог повторяется, ничего не меняется.
Бумстартер
Немного неожиданной для нас оказалась позиция самой площадки boomstarter, которая заняла сторону терпеливого наблюдателя. Они приняли от нас юридические документы для запуска проекта, пару раз поинтересовались, как у нас дела и какие планы, дали пару общих советов «в какую степь пойти» и на этом всё. Мы, конечно же, не надеялись на особую прыть с их стороны, но и такого отсутствия интереса тоже не ждали.
Общее
Мы настолько часто упирались в игнорирование каналов связи или отсутствие интереса со стороны собеседника/представителя того или иного тематического ресурса, как будто мы просили опубликовать материал не про детские алфавиты и развитие детей, а про какие-то совершенно аморальные и неуместные в современном обществе темы. В Рунете ресурсы, посвященные развитию детей, не хотят бесплатно писать про проект качественных современных алфавитов для детей. Ммм, окей.
Вывод 5: Общаться с площадками о возможном сотрудничестве нужно начинать задолго до запуска самой кампании. Упорство, наглость и навязчивость - ваши лучшие друзья на время краудфандинговой кампании.
СТАТИСТИКА ПРОЕКТА
Сроки проведения: 40 дней с 6 апреля по 14 мая 2015 года
Бюджет: планировали собрать - 300 тыр, собрали 6690 рублей (2,2%), которые нам предложили 15 бейкеров, 13 из которых наши друзья и знакомые.
Средний взнос одного спонсора: 446 рублей.
Посмотреть статистику по дням можно, например,
здесь.
СУБЪЕКТИВНО И ПОСТФАКТУМ
Стоит напомнить, что финансы бейкеров не возвращаются к ним в кошельки и на карточки в случае провала проекта (как это бывает у западных аналогов), а зависают в личных кабинетах на сайтах крауд-площадок. И поэтому складывается впечатление, что краудфандинг в России сегодня - это инструмент по выколачиванию денег из друзей и знакомых активных, но не самых опытных и умных граждан. И направлен этот инструмент не на реальное воплощение проектов фаундеров, а на обогащение площадок такие инструменты предлагающие. При этом сами площадки только номинально заявляют о поддержке и раскрутке запускаемых проектов, на практике - они ничего для этого не делают.
Конечно же, бывают успешные исключения из массы провалов, конечно же, мы не обижены и сами виноваты в провале своего проекта, может и проект у нас дурацкий, не востребованный. И так здорово, что хотя бы в таком виде - краудфандинг живёт и существует в нашей стране. Но правда жизни оказалась такой: если бы мы устроились работать дворниками на всё то время, что отняла у нас безуспешная краудфандинговая кампания, то мы точно напечатали бы хотя бы часть тиража плакатов. А так - только набрались опыта для написания этой статьи ;)
Успехов вам с вашими проектами! Главное не опускать руки и всё у вас получится!
А постеры алфавитов проекта Муртики вы и по сей день можете бесплатно скачать у нас на сайте
www.murtiki.ru или, если хотите поддержать наш проект, купить «печать по запросу» в нашей витрине на
printdirect.ru.