ГЕРОИ ЦИРКОВОЙ АРЕНЫ - ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

May 08, 2012 23:41


Друзья! Мы снова празднуем Весну!
Весну Победы нашего народа,
Весну солдат Великого похода,
Закончивших в Германии войну
/Н.Доризо/

В фойе Харьковского цирка скромно висит мраморная доска.
На ней золотыми буквами высечены имена цирковых артистов-харьковчан, ушедших на фронт в годину страшных, жестоких испытаний, когда фашисты вероломно напали на нашу Великую и необъятную, Родину.
Всего двадцать два человека!...
Они ушли на тот самый фронт. Ушли и не вернулись с него, положив свои головы за независимость и свободу, за мир и за ту самую страну многонациональную и прекрасную, в которой жили и мирно трудились.
Их было двадцать два.
Но это - только харьковские артисты.
А сколько их было и в других городах?
Сколько таких вот мраморных досок памяти находится (а если и не находится, то ОБЯЗАТЕЛЬНО должно находиться) в других городах, других цирках ?!
Подвиг людей самой весёлой и жизнеутверждающей профессии несоизмерим ни с чем.
Впрочем, тогда Страну Советов защищали все от мала до велика и здесь профессия не причём.
С оружием в руках в окопах, на суше, на море, в небе воевали: шахтёр и токарь, колхозник и инженер, учитель и строитель.
Все, одним словом!
И артисты тоже!
Я хотел бы рассказать вам об артистах Советского цирка, - героях той страшной войны.

Разумеется, обо всех рассказать просто невозможно.
В этой статье я назову лишь несколько имён тех, кто не только приносил в мирные дни нам радость, но и боролся за эти самые мирные и безоблачные дни.


Владимир Владимирович Довейко.
Народный артист, акробат, руководитель прославленного во всём мире ансамбля «Романтики».

С Владимиром Владимировичем Довейко мне приходилось работать и не однажды и, как мне казалось, созданный им номер "Романтики", в котором участвовали акробаты на подкидных досках, выучил до мельчайшего трюка.
И все же, смотря номер в очередной раз, не переставал восхищаться артистизмом и филигранностью исполнения, всякий раз удивляясь и поражаясь выдумке мастера, сумевшего вносить в номер что-то новое - и в трюковой части, и в музыкальном оформлении.
Это был настоящий цирк - в чистом виде, без входящих уже тогда в моду, а теперь окончательно главенствующих в каждом выступлении танцевальных вставок, псевдопантомимических миниатюр.
Одним словом, работа "без дураков".

Его Творческая биография может вместиться ни в один, а в несколько томов. Так много хотелось бы рассказать об этом удивительном человеке. Когда началась война, он ушёл добровольцем на фронт. Ещё в довоенное время Владимир Довейко восхищал зрителей своими виртуозными трюками, а что на фронте?
Мастер-акробат в партере сделался мастером воздушной акробатики.
Он учился в трех военно-летных школах со все возраставшими требованиями и получил специальность летчика в школе тяжелых бомбардировщиков дальнего действия.
Он стал командиром воздушного корабля, на фюзеляже которого был нарисован смеющийся клоун и надпись: «За советское искусство!»

ПОЖАЛУЙСТА, ПОСМОТРИТЕ ЭТОТ ВИДЕОРОЛИК
На нём вы увидите одну из последних съёмок с этим прекрасным человеком

Не одной сотне фашистских солдат было не до смеха из-за этого «смеющегося клоуна». В. Довейко летал и над Берлином, и над Бреслау, Франкфуртом, Фюрстенвальде и другими вражескими объектами.
За успешные боевые действия он награжден орденом «Красной звезды», медалями «За победу над Германией» и «За взятие Берлина».

Демобилизовавшись, В. Довейко, конечно, немедленно вернулся в цирк. Он не терял своей формы и в армии, тренируясь прямо на траве аэродромов, в паузах между полетами.
В цирке он создал небольшую группу из четырех прыгунов: Георгия Россини, Ильи Мамедова, Николая Ивакика и самого Довейко.
На Всесоюзном смотре новых номеров эта группа заняла первое место, а нужно напомнить, что выйти на первое место в жанре партерных прыжков у нас сейчас очень и очень трудно!
Вспоминая былые времена, Владимир Владимирович не без юмора, рассказывал нам, - цирковой молодежи такой уже послевоенный эпизод.
В самый первый день гастролей Советского цирка в ФРГ, после прилёта во Франкфурт журналисты устроили пресс-конференцию. И Владимиру Владимировичу, кто-то из репортеров задал вопрос:
- Что Вы можете сказать о нашем городе?
- Я знаком очень хорошо с Франкфуртом, - незамедлительно ответил артист.
- Но откуда? - не унимался репортёр, - Вы же только-только приехали к нам.
- Я знаю ваш город, давно и любовался его видами, как говорится «с высоты птичьего полёта» в 1945году, когда командовал тяжёлым бомбардировщиком, - ответил тот.
Больше уже у этого репортёра вопросов не было. Можно себе только вообразить, какой конфуз приключился в те минуты у пишущей и снимающей братии на той пресс-конференции.



В Будапеште, на показе лучших европейских номеров в так называемой «интернациональной программе», Владимир Довейко и его товарищи получили лавровый венок как лучший номер программы!
Номер Довейко заканчивал программу во многих европейских городах и везде вызывал подлинное восхищение.
С большим успехом выступал он и на Брюссельской выставке, где его видели зрители очень многих стран.
Труппа Владимира Довейко ещё не раз покоряла страны и города всех пяти континентов.
Но это уже было, разумеется, не боевое, а мирное покорение.

А вот ещё один уникальный человек, которого по праву можно назвать ЦИРКОВЫМ АЛЕКСЕЕМ МАРЕСЬЕВЫМ.


Лев Александрович Осинский.

Он пришел в цирк так же, как и десятки молодых артистов.
Он полюбил цирковое искусство, каждодневный труд, беспрерывную смену городов и цирков.
«Жизнь на колесах» каза¬лась ему прекрасной: каждое новое место - новые впечатления, новый зритель.

Как всюду, в цирке много энтузиастов. К их числу принадлежит и Осинский.
Начав работу в 1938 году в обычном, рядовом номе¬ре, он поставил своей целью добиться настоящего мастерства, и это решение не заглохло, как это подчас случается с менее волевыми, менее трудолюбивыми артистами.
В 1940 году он был одним из ответственных участников первоклассного группового номера под руководством Николая Волжанского.
Номер «Лесная идиллия» вклю¬чал в себя элементы эквилибристики, «каучука», акробатики.
Рабо¬тая настойчиво и терпеливо, Осинский добивался новых высоких показателей.
Его специальностью стал так называемый ручной эквилибр.


Но Великая Отечественная война нару¬шила все планы.
Осинский, как и многие советские артисты, стал в ряды бойцов, защищающих Родину.
Он служил в противотанковой истребительной артиллерии.
Это - артиллерийская дуэль в упор, прямой наводкой, с открытой пози¬ции, исход которой зависит от сме¬лости и мужества бойцов.

Много боев провел Осинский. В одном из них он потерял левую ру¬ку и попал в госпиталь.

Акробат без руки!
Думать о возвращении в цирк в качестве артиста было, по-видимому, невозможно.

Но сам Осинский решил по-иному.
О многом он передумал в бессонные ночи на госпитальной койке, и у него созрело твердое решение продолжать работу в цирке.
Он решил создать новый номер, где все трюки должны были исполняться (!) на одной руке!

Ручной эквилибр - очень не простой и я бы сказал, даже, очень тяжёлый жанр в цирке.
Ведь акробат весь номер должен стоять на руках.
И когда исполняется трюк «стойка на одной руке» это расценивается, как профессионалами, так и любителями, как самый-самый сложный и даже рекордный трюк.
Обычно трюковые комбинации на одной руке, эквилибристы исполняют в самом финале номера, как своеобразный «гвоздь» номера.



Но! Каково же исполнить весь номер на одной руке!
Возможно ли такое?!?!?!

И Осинский, наперекор всем и всему доказал: - ВОЗМОЖНО!

В жанр ручного эквилибра артист внес свои «поправ¬ки».
Он модернизировал пьедестал, технически усовершенствовав его.
Хорошо продумал трюковую часть, нашел новую форму «подачи» номера и довел до высокого совершенства технику работы.

Весь номер построен на пластичности, красоте, цельности композиции.
Осинский создавал поэтический образ циркового «героя», и, забывая о трудности исполняемых трюков, зрители получали от номера Осинского такое же удовольствие, какое доставляет нам сложный этюд в исполнении талантливого танцовщика.

Его поистине героическому поступку был посвящён художественный фильм «Эквилибрист», заснятый в 1976году на киностудии им. Александра Довженко (Сценарий - Виктора Иванова, режиссёр Леонид Нечаев)

Побывав на разнообразном пёстром цирковом празднике, мы часто любуемся зажигательными номерами джигитов.
Удаль и сноровка, сравнимый с огненным смерчем темперамент артистов, буквально завораживает и зажигает своей энергией весь цирк.

Об одном из самых лучших номеров этого жанра в Советском цирке, тоже хочется вспомнить сейчас.

Михаил Николаевич Туганов, - Руководитель конного ансамбля Донских казаков.



И эти несколько слов посвящаются ему.
Родился и вырос он в горном Ауле. И, как говорят на Кавказе «родился прямо в седле».
А после демобилизации, пришёл в цирк в конную труппу Али Бек Кантемирова.
Вскоре Туганов стал показывать сложнейшие трюки джигитовки и с большим успехом выступать на манеже. Но однажды ему не повезло.
Во время джигитовки он сломал себе ногу и более года пролежал в больнице.
После выздоровления на некоторое время от джигитовки пришлось отказаться.
Туганов стал выступать в цирках с демонстрацией высшей школы верховой езды.
В 1939 году М. Туганов задумал создать новый аттракцион.
Из лучших наездников-казаков в станицах он собирал самых ловких и лихих, таких же, как и он в дни своей молодости, победителей соревнований.
Немало сил пришлось затратить на подготовку этого «Донского казачьего ансамбля».
И вот, наконец, в Москве состоялись первые выступления.
Не только рядовые любители цирка, но и профессионалы отмечали исключительно высокий уровень конной работы ансамбля, построенной в духе лучших казачьих традиций.
Глубокий патриотизм, мужество и сила, ловкость и удаль - вот что отличало это глубоко народное зрелище.
Гастроли казачьего ансамбля проходили с огромным успехом.
Неожиданное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину всколыхнуло весь советский народ. Все, кто мог носить оружие, становились на защиту своей священной земли.

После представления 22 июня 1941 года, когда отгремели аплодисменты зрителей и казаки остались одни, Туганов собрал их на манеже. - В цирке нам нечего делать,- заявил он.- Свою удаль и лихость, свое казачье мастерство надо применить на фронте, в борьбе с врагом... Я иду добровольцем на фронт... Кто со мной?.. Все казаки подняли руки, весь состав вызвался идти в армию.

Через некоторое время были оформлены необходимые документы, и ансамбль получил назначение. Широко распахнулись ворота Московского цирка, и под звуки баянов на Цветной бульвар выехал на конях весь «Донской казачий ансамбль».
Вскоре после этого полк влился в корпус, которым командовал генерал Лев Доватор. Начался боевой путь казачьего ансамбля.
Много славных дел и боевых заданий выпало на долю бывших цирковых артистов. Ни разу не дрогнули они перед лицом врага. Одиннадцать цирковых наездников сложили свои головы, героически борясь за Родину, многие были ранены. Свою смелость, сноровку и чисто цирковую смекалку Михаил Туганов ещё не раз проявлял на полях сражения и в разведке.
Были просто удивительные и фантастические случаи в его фронтовой жизни, когда буквально из-под пуль выносил его верный конь Энзели. А сам наездник, делая свой коронный «обрыв» на полном скаку убеждал противника в том, что уже убит наповал и тем самым безопасно покидал тыл врага.

За смелость и оперативность, проявленные при выполнении боевого задания, командование наградило М. Туганова орденом Красного Знамени. Сражаясь в рядах корпуса, казачий ансамбль понес большие потери. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. Ансамбль стал пополняться талантливыми представителями солдатской художественной самодеятельности.
В часы отдыха участники ансамбля выступали в подразделениях своего корпуса, песнями и плясками поднимали боевой дух конногвардейцев. За особые заслуги в творческой работе и высокое художественное мастерство Маршал Советского Союза К. Рокоссовский в приказе войскам 1-го Белорусского фронта от 9.Х.1944 года объявил благодарность всему личному составу ансамбля и наградил его руководителя гвардии майора М. Туганова именными часами.
В первых числах мая 1945 года, через несколько дней после того, как знамя Великой Победы взвилось над Берлином, Туганова вместе с руководимым им ансамблем казаков один из фронтовых корреспондентов запечатлел возле здания Рейхстага.
Грудь боевого офицера украшали четыре ордена и столько же медалей.



(На фото - у стен поверженного Рейхстага Лидия Русланова и Гвардии майор Михаил Туганов)


Карандаш (Михаил Николаевич Румянцев)
Это имя известно всем, кто любит цирковое искусство.
В книге его воспоминаний читаем: - « С первых же дней войны, передо мной, как вероятно перед многими артистами, со всей остротой вставал вопрос: - Что теперь в этих условиях показывать зрителям? Ответ был один - клеймить, высмеивать зарвавшихся фашистов»

Истинный знаток секретов смеха, неистощаемый на выдумку, снайпер циркового комизма Карандаш на протяжении всех тех трагических лет войны, создавал десятки, если не сотни антифашистских реприз и сценок, политических интермедий, по-клоунски насыщенных гротеском и сатирой. Вот - одна из них. Она называлась « Как фашисты шли на Москву и обратно». Финалом этой репризы, артист словно предрекал неминуемый исход кровавого фашистского похода: военная машина, на которой Карандаш в карикатурном образе завоевателя собирался въехать в Москву, взрывалась и разлеталась на куски, «А я, - вспоминал мастер, - с трудом выбирался из под обломков в порванной в клочья одежде, вернее в том, что оставалось от неё и позорно бежал - туда, откуда пришёл.

В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска.
В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе - бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет.
В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.



Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии (премьера 23 февраля 1943г.). Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом "Фашистский зверинец".
Остросатирический конферанс осуществлял К.Гузынин и клоун Павел Алексеевич.
Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр.



По лесам грохочет эхо,
На поляне цирк открыт.
У разведчиков - потеха:
Клоун Федя их смешит…

Кончился концерт, и снова
Наш шутник и акробат
Станет воином суровым,
Взяв свой верный автомат.



9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного Рейхстага.

Среди участников фронтовых бригад и коллективов в годы войны были: А.Вадимов, Б.Вяткин, З.Гуревич, В.Гурский, В.Довейко, В.Дуров, П.Есиковский, А.Ирманов, А.Казини (Козюков), Карандаш, В.Лисин и Е.Синьковская, Павел Алексеевич, А. и Г.Поповы, Т.Птицына и Л.Маслюков, А.Рапито, Г.Россини, Сим (С.Маслюков), И.Символоков, Н.Тамарин, М.Туганов, Ф.Хвощевский и А.Будницкий и многие другие.



Борис Вяткин

<

Григорий Новак



Владимир Дуров



Юрий Никулин



Анатолий Михтей

Много молодых талантливых артистов погибло в боях за Родину.


Среди них: воздушный гимнаст И.А.Щепетков (1910-41), Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, акробат М.М.Барляев (1912-43), клоун Л.И.Бондаренко (1898-1942), наездник и жонглер на лошади Н.Н.Никитин (1912-43), акробат-прыгун А.С.Павлов (1902-42), наездник-жокей А.И.Пушкин (1913-42), жонглер В.Б.Рославлев (псевд. - Бортар, 1920-41), велофигурист Г.М.Сергеев (1903-42), акробат и музыкальный эксцентрик А.В.Трипутин (1918-42), коверный клоун В.Б.Шестуа (1912-43), воздушные гимнасты А.С.Асланян, Н.П.Астахов, А.Е.Афанасьев, И.Ф.Кулешов, клоун А.А.Беляев (псевд. - Белянд), велофигурист П.Л.Ворошилов, сатирик М.В.Вургафтик (псевд. - Дамиров), жонглер В.А.Гурьев, артист-борец В.С.Денисов (псевд.-Зорин), наездник К.С.Дмитриев, акробат С.А.Донеман, эквилибристы П.Ильин, Г.А.Матарадзе, танц-акробаты братья П. и Н.Орловы, пластический акробат В.Н.Скляренко, акробаты Л.Грушкин, В.К.Давыдов, Н.С.Иголкин, Н.Озеров, В.Постников, И.Пустовой, Ф.Титаренко, Б.В.Ушаков, Л.Н.Цветков.

Мы помним их! Мы благодарны им! Мы не забываем и чтим их память!



ВЕЧНАЯ СЛАВА ИМ И ВСЕМ ТЕМ, КТО СРАЖАЛСЯ НА ПОЛЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!

Источник

Previous post Next post
Up