Идеологический тезис о цивилизационных отличиях России от Западной Европы не нуждается в доказательствах для тех, кто его исповедует - на то он и идеологический, то есть выстроенный независимо от исторических фактов и даже вопреки им.
Однако благодаря такому историческому мифологизаторству реальные историко-культурные особенности России остаются неисследованными.
Возьмём хотя бы такое явление, как города России.
Совершенно очевидно, просто с первого взгляда, что это - феномен иного содержания, чем города в Западной Европе.
Безотносительно того, хорошо это или плохо, русский город - это большая разросшаяся деревня. Это одинаково применимо и к Москве с населением почти 15 млн, и к Верее с населением в 3000 раз меньшим.
Европейский город изначально возникал и строился как противоположность европейской же деревне (последняя мало отличается от русской - традиционный образ жизни везде сходен). Европейский город исходно скученный, наш - просторный (был когда-то).
В силу этого в Европе развилась особая городская культура как своеобразный феномен. Ничего близкого к нему в России никогда не было.
Именно эта городская европейская культура обладает для значительной части русских своеобразным очарованием и экзотикой.
Ради этой культурной экзотики мы с удовольствием посещаем исторические города Западной Европы, где коренное население веками училось жить в условиях скученности: живи и давай жить другим. Это форма адаптации, которой неоткуда было возникнуть в России, и к-ой так не хватает нам теперь в эпоху гиперурбанизации.
Европейцы, понятно, недовольны тем, что в их веками упорядоченную среду влились волны тех, кто такими адаптивными навыками не обладает. Но это уже другой вопрос.
Далее - вот что, пожалуй, самое основное.
Большинство городов Западной Европы возникли в средние века. Большинство городов России - в период ускоренной индустриализации в ХХ веке. Последнее относится, в частности, и к большей части Москвы и других российских мегаполисов, к-ые есть не что иное, как слившиеся небольшие города (б.рабочие посёлки), возникшие в тех же 1930-х.
Российский город как социокультурное явление сформировался за счёт интенсивной внутренней миграции. К этой миграции были приспособлены все социальные и политические институты. Более того, административные структуры РФ, почти не изменившиеся с 30-х годов прошлого века, находят в миграции необходимое топливо для собственной работы. Вне этого большинство из них вынуждено будет отмереть как класс.
Существующая у нас административная система и психология управленческого класса делают миграцию в города России неизбежной, пока эта система и этот класс существуют.
Внутренний ресурс для миграции в российские города давно исчерпан. Поэтому система сосёт теперь мигрантов из-за рубежа, откуда угодно.
Можно легко возразить, что в Европе идёт такой же процесс миграции. Я не берусь сейчас анализировать причины европейского аналога российского процесса. Представляется, что этот аналог чисто поверхностный, кажущийся, значит он может завершиться иначе, чем у нас. Но это уже - проблемы западноевропейцев.
А вот пока в России урбанистическая политика будет опираться на те же принципы и, главное, на те же институты, к-ые были созданы в 30-е годы прошлого века для форсированной индустриализации=урбанизации, до тех пор неизбежна массовая миграция в российские города.