Крупный ритейлер "Азбука вкуса" создал
фермерские кооперативы. Ритейлер как полноправный его член участвует во всех решениях, касающихся развития хозяйств, и увязывает свои планы с планами фермеров. Так в сети решили основную проблему взаимодействия с фермерами - стабильность и объем поставок качественного продовольствия.
Операционную деятельность фермеры - члены товарищества ведут самостоятельно. Ритейлер видит себя в роли стержня, вокруг которого кооператоры объединяются общей идеей и который постоянно контролирует процесс. Сеть разрабатывает с сельхозпроизводителями планы развития, исходя из собственных планов продаж и установок по качеству, вдаваясь во все технологические подробности. Скажем, в молочном проекте оговаривались порода коров, корма, способ доения, способ переработки, вплоть до температурных режимов. В зависимости от конкретных условий организуется и логистика: либо в товариществе с фермером покупается автотранспорт и организуется промежуточный склад у него на производстве, либо используется транспорт ритейлера. Логистические издержки добавляют к себестоимости до 50%.
Члены товариществ вольны искать себе и другие каналы сбыта.
Молочное товарищество заработало примерно полтора года назад. В отобранных хозяйствах коровы содержатся на свободном выгуле летом и зимой: летом щиплют траву, зимой питаются заготовленными в хозяйствах кормами. Кооператив инвестировал 65 млн рублей в пополнение стада, цех по переработке молока и в два доильных робота. Один робот позволяет содержать около 60 голов скота. В итоге у товарищества, состоящего пока из двух хозяйств, 124 головы элитного молочного стада. В сеть поставляется 10-15 тонн сметаны и творога в месяц. Всего за 2012 год было продано 150 тонн молочной продукции.
Недавно стартовал
проект производства мраморной говядины травяного откорма. Ритейлер разработал технологию выращивания и сформировал новый кооператив из шести фермеров. Функции их распределены по цепочке производственного процесса: кто-то выращивает корма, кто-то занимается воспроизводством стада, кто-то откормом. В целом в проект будет вложено 150 млн рублей, 50 из них уже потрачено на закупку стада.
«Азбука вкуса» с осени она приступает к программе по овощеводству. Пришло решение в радиусе 200-250 км от Москвы организовать товарищества овощеводов. Это так называемая система Local food, когда сезонные овощи попадают на прилавок в течение суток.