Оригинал взят у
n_urazova в
Управление взаимоотношениями с поставщиками. Типы отношений. Часть 2Отношения по типу "частичной или выборочной конкуренции"
Продолжение.
Начало:
экономически целесообразные отношенияЭто все еще оппортунистические отношения, но уже ближе по шкале «оппортунизм-партнерство» к партнерским отношениям. Применяется к поставщикам продукции, которая не требует индивидуализации - это поставщики основной, но простой продукции с высокой степенью стандартизации. В чем отличие от экономически целесообразных отношений? Это уже поставщики основных продуктов, имеющих достаточное влияние на производство (продажи), более высокие объемы закупок, играющих серьезную роль в создании стоимости и составляющих достаточную долю в прибыли.
Если обратиться к АВС-анализу (по рентабельности и стоимости закупок), то это будут поставщики простых, стандартизированных товаров категории В, хорошо востребованная продукция категории С, частично - А, если это - простой товар. Надо отметить, что под рентабельностью понимается доля участия в общей прибыли, а не просто высокая наценка на товар. Например, наценка может быть очень большой, но объем продаж низкий, а, значит, доля участия в прибыли невысока. Также недорогой по стоимости товар с большим объемом закупок (по стоимости закупок) попадет в категорию В, а с очень большим - в категорию А. Распространенная ошибка - ориентироваться при АВС-анализе на стоимость единицы товара, поэтому отмечаю это здесь особо. Также обращаю ваше внимание на то, что АВС-анализ не дает полной картины при выборе типа отношений.
Как понять, что надо применять «частичную конкуренцию»?
Присутствует несколько критериев, по которым мы можем определить, что надо применять этот тип отношений:
o Закупаемая продукция: основная
o Степень риска (важности поставок для нашего производства): средняя и высокая
o Доля продукции в прибыли: достаточно высокая
o Качество: стандартизированное
o Рынок поставок: много поставщиков, легко поменять поставщика, умеренная взаимозависимость поставщика и покупателя
o Доля в создании стоимости: достаточно высокая
А как быть, если продукция стандартная, но поставщиков очень мало и они чувствуют себя монополистами?
В данном случае уже нельзя применить «частичную конкуренцию», как и во всех случаях, когда на рынке есть недостаток ресурсов. Такое нередко случается, когда компания выходит в регионы и рынок этой продукции там еще не развит. Рекомендуется рассматривать «выборочную кооперацию» или «партнерство», в зависимости от значимости продукта. При этом вы можете найти местного поставщика и начать его воспитывать и развивать, а можете выбрать существующего поставщика, готового пойти за вами в регион. И тогда поставщик, к которому ранее вы применяли оппортунистические отношения, может перейти в категорию партнеров.
А что делать, если поставщик смотрит на нас свысока - с нашими объемами мы его совсем не интересуем?
В случае если ваши объемы слишком маленькие, чтобы заинтересовать крупного поставщика, то можно выбрать 4 пути:
- производить самим (подход «делай или покупай»),
- выбрать маленького поставщика с большим желанием расти,
- объединиться с другими компаниями и осуществлять совместные закупки,
- «включить» креативность и искусство переговоров и найти возможность заинтересовать крупного поставщика и договориться с ним.
Безусловно, что здесь даже и не может быть речи о «частичной конкуренции» или «экономически целесообразных» отношениях.
Также невозможно устанавливать такие отношения с поставщиками, например, натурального молока. Почему в федеральных сетях мы почти никогда не можем встретить натуральное молоко или все проекты по выпуску продукции под торговой маркой сети обычно терпят поражение? Потому что сети привыкли применять давление к поставщику, а при работе с такой продукцией требуется выход на партнерские отношения. Но управление партнерскими отношениями - очень затратны и в смысле времени и в смысле денег, требуют иной компетентности от закупщика, заставляют включать в эти отношения высший руководящий состав, побуждают совершенствовать и перестраивать процессы. Поэтому проще на рынке, где массовый покупатель пока еще не предъявляет поголовно высокие требования, ограничиться привычным экономически целесообразным подходом. Но долго ли так будет продолжаться?
Ремарка: а если вы не будете требовать от поставщика иных подходов, и будете продолжать довольствоваться тем, что есть, станет ли он развиваться?
Продолжение завтра в очередном выпуске е-журнала "Закупки"
ПодписатьсяА подробный разбор делаем на тренинге
"Выбор и оценка поставщика"