Минфин не дал послаблений малому бизнесу

Mar 10, 2013 19:11

Оригинал взят у controlling24 в Минфин не дал послаблений малому бизнесу
Введение с 1 января 2013 года бухгалтерского учета для малого бизнеса, использующего упрощенную систему налогообложения (УСН), еще недавно называлось "ошибкой". Депутаты Госдумы собирались устранить ее в марте задним числом, чтобы предпринимателям не пришлось становиться бухгалтерами и разбираться в ворохе бумаг. Но на пути думцев встал Минфин, который считает, что бухгалтерию должны вести все юридические лица, и никакой ошибки в новом законе нет.

Невыгодная бухгалтерия

В министерстве финансов, инициировавшем новый закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, считают, что «обязанность юридического лица составлять бухгалтерскую отчетность независимо от масштабов его бизнеса и применяемого режима налогообложения вытекает из нескольких десятков федеральных законов». «Эти требования существовали до 2013 года и существуют сейчас. Закон 402-ФЗ в этом смысле ничего не добавил и не убавил. В нем просто не стали воспроизводить правовую коллизию, имевшую место до 1 января»,- объяснил «Деловой среде» начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Игорь Сухарев. Исключение из правил - индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой. Тем и другим сохранили право не вести бухучет.

Чей бизнес выиграет от ведения бухучета для предпринимателей?

В столичной бухгалтерской фирме «Юрисконсульт» уже летом ожидают увеличения притока клиентов на 50%. По словам генерального директора «Аудит ай-ти групп», юриста Анны Масленниковой, «вал обращений от владельцев ООО они ждут в конце года». Генеральный директор аутсорсинговой компании «Мой бухгалтер» Ольга Анохина ждать не стала и заранее расширила количество своих консультационных отделений для предпринимателей в Москве. «С начала января мы открыли три дополнительных офиса в разных частях города. Думаем, спрос на бухгалтеров совсем скоро сильно превысит предложение»,- рассказала «Деловой среде» Анохина. Если придется сводить годовую отчетность в последний момент, предупреждают эксперты, услуги бухгалтера в Москве могут возрасти с 20 тысяч до 50 тысяч рублей за срочность.

За предпринимателей вступились депутаты Госдумы. В конце 2012 года была подготовлена поправка к закону, которая вновь разрешит всем субъектам малого бизнеса на «упрощенке» обходиться без бухгалтерской отчетности. Но, по технической ошибке, ее рассмотрение пришлось перенести. Первое чтение законопроекта планируется в начале марта. По словам члена комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэля Марданшина, теоретически, поправку могут принять сразу в трех чтениях и задним числом, то есть с 1 января 2013 года. «Тогда малым предприятиям, работающим на упрощенной налоговой системе, не нужно будет вести бухучет по полной схеме и вообще его сдавать»,- объяснил «Деловой среде» депутат. Но в Минфине категорически против инициативы законодателей. По мнению чиновников, освобождение отдельных юридических лиц от ведения бухгалтерского учета вызовет массу проблем. «В частности, возникнут вопросы, какую долю выплатить покидающему ООО участнику, как соблюсти минимальный предел чистых активов, как провести реорганизацию или даже просто ликвидироваться юридическому лицу. Систему бухгалтерского учета нужно совершенствовать, но не отменять»,- говорит Игорь Сухарев.

Рафаэль Марданшин считает, что новый закон о бухучете может привести к катастрофическим последствиям для малого бизнеса. «После повышения страховых взносов в Пенсионный фонд в декабре-январе закрылось больше 200 тысяч ИП. Тот же результат мы теперь можем получить уже для ООО - многие могут начать закрываться или уходить от налогов»,- прогнозирует депутат. По данным ФНС, в России зарегистрировано 3,3 млн ООО. Минимум 80% этих предприятий, уверен президент общероссийской общественной организации «Опора России» Александр Бречалов, могут пострадать из-за обязательной бухгалтерии. «Под удар в первую очередь попадут стартапы, только что открытые микропредприятия. Учет полной бухгалтерии - серьезная нагрузка для новичков»,- пояснил «Деловой среде» Александр Бречалов.

Без права на ошибку

Учитывая, что позицию Минфина вряд ли удастся перебороть отдельным депутатам, предпринимателям стоит уже сейчас начать готовиться к ведению бухгалтерии, благо есть не только время (первый раз бухбаланс предстоит сдавать только в 2014 году), но и технические решения, позволяющие оптимизировать и облегчить ведение учета. По словам генерального директора интернет-бухгалтерии «Мое дело» Максима Яремко, к изменению в законодательстве в компании готовились еще с июня 2012 года и успели доработать сервис для полного бухучета. «Цены на услуги остались прежними, а затраты по времени сильно зависят от оборота предприятия»,- пояснил «Деловой среде» Яремко.

Минимум 80% из более 3 миллионов ООО, работающих в России, могут пострадать из-за обязательной бухгалтерии

По словам сотрудников электронной бухгалтерии «Бухгалтерия.Контур», в «легкой» версии программы для предпринимателей сервис полного бухучета пока не работает. Компания обещает его запустить в течение 2013 года, но предпринимателям предлагается не ждать, а накапливать базу по доходам и расходам. «Когда новый функционал будет выложен, накопленная база данных поможет сделать необходимые проводки для годовой отчетности»,- рассказал «Деловой среде» специалист службы поддержки электронной бухгалтерии «Контур» Алексей Ставский.

Партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов отмечает, что для юрлиц на УСН существует облегченная система ведения бухгалтерских счетов, где их всего несколько десятков, вместо нескольких сотен при полной бухгалтерии. «Конечно, теперь для ООО на упрощенном режиме ситуация ужесточилась. Если раньше при отсутствии у компании значительной собственности можно было вообще не вести бухучет, теперь вне зависимости от величины и стоимости активов она обязана документировать каждую операцию и сдавать ежегодную отчетность»,- рассказал он «Деловой среде». По словам эксперта, Минфин РФ позволяет «упрощенцам» утвердить один-единственный регистр бухучета - журнал учета фактов хозяйственной жизни. По сути это копия «Книги доходов и расходов», которая велась и раньше. «Однако вести бухгалтерию и собирать все накладные и акты все равно придется в полном объеме, хотя это и не имеет экономического смысла при форме УСН»,- пояснил Липатов.

Вступивший в силу закон разрешает руководителю предприятия самостоятельно вести бухгалтерский учет. Но представители малого бизнеса возражают, что далеко не у каждого есть время и необходимые знания для такой работы. По новым требованиям, бухгалтерская отчетность заполняется только от руки, а предпринимателю придется учитывать всю документацию, которая поступает к нему за день. «Он должен собрать документы, сшить папочку, приложить сводную справочку, на какую сумму поступило, сколько продано, какая наценка и т. д.- все подсчитать до копеечки»,- рассказала «Деловой среде» юрист компании «Налоговик» Марина Емельянцева.

По закону теперь за все отвечает руководитель компании. Поэтому любой недочет, уверен председатель президиума общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей России»Роман Терехин, может обернуться для владельца ООО большими проблемами. «Соответственно, возникает высокий риск того, что предпринимателя за ошибку по незнанию привлекут к административной ответственности»,- объяснил «Деловой среде» Терехин. Так, штраф за грубые нарушения правил учета для организации, отмечает эксперт, может доходить до 30 тысяч рублей, а каждый непредоставленный бухгалтерский документ обойдется предпринимателю в 200 рублей.

Быть или не быть

По словам представителей малого бизнеса, новый закон обернется для небольших предприятий дополнительной финансовой нагрузкой. Первыми забили тревогу предприниматели Санкт-Петербурга. В конце февраля они направили в местное законодательное собрание жалобу на введение полноценного бухучета. По их заявлению, это серьезно увеличит расходы обществ с ограниченной ответственностью, которые чаще всего используют «упрощенку», и может даже сделать бизнес невыгодным.

Питерских предпринимателей готовы поддержать представители малого бизнеса и в других городах. Так, председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация предпринимателей Нижегородского района», владелец сети магазинов Максим Старостин уверен, что новый закон «О бухгалтерии» больно ударит по 50% мелких ООО в Нижнем Новгороде. «Мой бизнес уже страдает: сейчас придется нанимать бухгалтера. А значит, в месяц у меня будет уходить на его оплату от 20 тысяч рублей. Это ощутимая для меня и моего предприятия сумма»,- посетовал «Деловой среде» бизнесмен. По словам директора ООО «Астрея» в Великом Новгороде Алексея Мигачева, расходы на бухгалтерию могут повысить цены за услуги и работу малых предприятий. «Хотя у меня есть бухгалтер, придется нанимать еще одного специально для нового бухучета. То, что нам влетит в копеечку, к сожалению, отразится и на кошельке потребителя»,- рассказал «Деловой среде» Мигачев.

Директор ООО «Финансовый консалтинг» в городе Уфе Рамиль Разетдинов считает, что многие предприятия, зарабатывающие небольшие деньги, могут оказаться перед выбором: закрыться или уйти в тень. «Какой смысл вести бухгалтерию, если у тебя за месяц один договор на 15-20 тысяч рублей или несколько мелких договоров по 1-2 тысячи рублей. Бухгалтеру за работу придется отдавать больше, чем зарабатываешь сам»,- объяснил «Деловой среде» Рамиль Разетдинов.
отсюда
Previous post Next post
Up