о незначительном

Aug 07, 2018 16:39


Мы фокусируемся на незначительном. Симфония Гайдна "С тремоло литавр" вряд ли что-то потеряла бы, не будь там литавр, зато это верный способ отличить 103-ю симфонию от предыдущих ста двух, не зная музыки. В романе "Анна Каренина" в массовом представлении два главных героя - Анна и поезд, неразрывные, как Герасим и Му-му. В 5-й симфонии Бетховена каждый напоёт "па-ба-ба-бам", однако самое главное в ней случается там, где от этого мотива ничего не остаётся. Примерно то же и с "Лунной сонатой" - помимо того, что она никак не связана с Луной, на слуху лишь вступление, тогда как, возможно, самым сильным моментом является концепт, что это часть сонаты, контекст. В 40-й симфонии Моцарта нарочито простая тема сдувается и ломается в разработке, но фокус внимания, увы, на самой теме. Я специально привожу в пример лишь хиты, потому что есть ошибочное представление, что хотя бы с ними многие знакомы. Но с новой музыкой легко может быть то же самое - "Акустические пространства" Гризе можно описать как "сначала альт долго играл одну ноту, а в конце тарелки размахнулись, но так и не ударили", потому что начало и конец всегда запоминаются в первую очередь. В месте, где я сижу, прямо сейчас кто-то наигрывает тему "К Элизе" того же Бетховена, а я уверен, что два эпизода этого рондо знакомы лишь немногим, а без них это неинтересная салонная музыка сомнительного авторства. Я мечтаю о концертах, где играли бы деконструированную классику - куски из середин, сонаты без главных партий, отдельные партии партитур, песни Шуберта без вокала, различные переложения и транскрипции одного и того же сочинения (исполненные подряд).

clever, music

Previous post Next post
Up