Click to view
ADSR - обозначение четырёх фаз звука в аналоговых синтезаторах, для каждой из которых можно задать громкость и продолжительность. A - атака, первый всполох звука. D - decay - спад, он наступает сразу после атаки. S - sustain - некое состояние дления звука, когда он спокойно ждёт конца. R - release - финальное затухание, которое наступает либо после отпускания клавиши, либо по истечении определённого времени. Я попытался применить это к фортепиано как к инструменту, где последовательность этих фаз настолько привычна и предсказуема, что как будто бы нет вариантов для изменения какой-либо из этих фаз. Мне хотелось превратить рояль в загадочную коробку с сюрпризами, когда нажатие одной и той же клавиши приводит к совершенно разным звуковым последствиям. Поэтому вся пьеса построена как разные последствия одной и той же атаки. В пьесе 4 этапа по 2 минуты 40 секунд, каждая из которых состоит из 4-х фаз по 40 секунд. На каждом этапе лишь первая нота (атака) чётко определена, а в последующих фазах исполнитель сам выбирает, по какому пути идти, причём чем дальше, тем выбор больше. Каждая из 12 нот препарирована при помощи кухонных вилок и металлических зажимов. По плану на каждом этапе звук должен был терять одну из своих фаз - сначала при помощи электроники отделялся release, потом при помощи прикосновения к струне у звука каждый раз получался разный sustain, потом сразу после атаки следовал обработанный электроникой резонанс частично открытых струн, а на последнем этапе при помощи плагина под названием Grain freeze даже атака отделялась от нажатия клавиши и начинала существовать сама по себе в колонках, внося окончательную сумятицу. :)
К сожалению или к счастью, но электроника меня подвела, ведь это был мой самый первый опыт концертного исполнения live electronic. Со всеми обработками эффект обратной связи на репетиции оказался настолько сильным, что заглушал собой всё. Но перед концертом я успел притушить и убрать почти все электронные спецэффекты, а микрофон положил прямо в рояль, и коварная обратная связь почти не мешала. В итоге действительно получилась коробочка с сюрпризами, причём в первую очередь для самого автора, но в этом, помимо опыта, есть и ещё одно преимущество - почти всё время звучит только рояль, его слышно, и это тот самый живой звук, ради которого всё затевалось. Потому что когда я начал набивать рояль кухонными вилками, моей целью был вовсе не эпатаж, да и кого в наше время этим удивишь - просто этот "колокольный" звук оказался настолько спектрально богат и удивителен, что я не нашёл ничего лучше, чем преподнести его в чистом виде. Вот звук, он длится, он изменяется во времени, он - самодостаточная эстетическая ценность, и композитор ему, по сути, не нужен. Поэтому впервые в моей творческой практике композиция выполнена в виде краткой схемы, где указано лишь количество нажатий ноты во время той или иной фазы, остальное - спонтанный выбор исполнителя и особенности акустики конкретного рояля.