Концерт был фантастический. Я, правда, в этом году много важных концертов по не зависящим от меня причинам пропустил ("Другое пространство", "Россия-Франция" и др.), тем важнее было попасть на этот. Я привык, что на подобных концертах одна-две вещи, быть может, будут отличаться в несколько лучшую сторону от остального музыкального мусора. В данном же случае даже самая слабая вещь вполне могла бы оказаться той самой отличающейся в лучшую сторону на другом концерте.
При этом концерт был омрачён тем, что многие его участники до Москвы не доехали (С. Хисматов, А. Васильев и Ф. Кейшиан). Поэтому оставшимся гостям из Нидерландов было предложено показать по два своих сочинения. И хотя все три дополнительных сочинения оказались слабее "основных", решение было правильным, и концерт сложился мощный и полноценный.
Начал его голландец Марсель Виркс с композицией "Black-White Recursion" и сразу же поразил моё воображение. Я никогда не видел подобного музыкального видео. Обычно это некий набор текстур, более или менее подходящих по ощущению к музыке. Здесь же полноценная анимация, с композицией, событиями, всполохами, встречными потоками и т.п. Более того, то, что мы видим и то, что звучит - в точности одно и то же. Вертикальная шкала - высота звука, горизонтальная отвечает за позиционирование в стерео. Традиционную шкалу времени в данном случае заменяет смена кадров. Меня это привело в дикий восторг, потому что это, по сути, оживший
Metasynth, и сама возможность этого впечатляет. Но и сама композиция сделана очень сильно и не отпускает внимание в течение долгого времени. Я нашёл в YouTube короткую композицию Виркса, сделанную по тому же принципу. Она значительно проще по анимации и, соответственно, музыке, но даёт представление о том, что было на концерте:
http://www.youtube.com/watch?v=Ilk878sA5sQСледующей была пьеса Николая Хруста "Fluting point" для флейты (Иван Бушуев), ударных (Игнатий Матюхов) и живой электроники. Мне она показалась неровной по композиции, её можно было бы сильно сократить, но то, как флейта расслаивалась на голоса, превращалась в тибетского монаха, ударный инструмент и даже самозвучащее тело (при помахивании флейтой около микрофона), было очень интересно.
Затем был невнятный ambient от Ханса Тиммерманса, больше всего напоминавший заевшую заставку какого-нибудь научно-популярного фильма об устройстве вселенной, самая слабая и усыпляющая композиция концерта, хотя автору, конечно, не откажешь в технической грамотности.
В заключение первого отделения прозвучала очень оригинальная композиция Йоррита Тамминга, где он показал, что в электронной музыке тоже возможен юмор. Отличное видео про пятерых исполнителей на укулеле, лихо заверченное в лёгкие электронные фокусы и длящееся всего три минуты, пробудило публику от начавшегося было летаргического сна. Среди публики, кстати говоря, была некая банда тётенек, которые весь концерт без умолку трещали языками как на базаре, чуть не вынудив меня пустить в ход боевой зонтик. Кажется, Дому композиторов пора обзавестись парой плечистых вышибал.
Второе отделение начала уже знакомая мне пьеса Владимира Горлинского
"Accent sequence" для фортепиано и электронного реле. Реле кладётся прямо на струны рояля и в кульминации так заводится, что заставляет звучать нужную струну рояля. Музыка, честно говоря, поразительная. Партию фортепиано исполняла лучшая, пожалуй, в нашей стране авангардная пианистка Наталия Черкасова. В партии задействованы почти исключительно самые верхние и самые нижние ноты рояля плюс строго дифференциированные шумы (стуки по различным частям инструмента, нажатие и отпускание педали). Основой композиции, соответственно, оказывается ритм, а также скорость реакции исполнителя на звуки реле. Ритм предельно точен и выстроен, очень искусно подводя к кульминации, где от исполнителя требуется сверхестественная быстрота, а реле строчит как из пулемёта. Как ни странно, это красиво звучит темброво - щелчки реле и звуки рояля сочетаются отлично, создавая нестерпимо приятный звон в ушах. Кроме того, это отчасти балет - пластика исполнителя, столь ритмично распластанного на весь рояль, тоже, как мне кажется, является частью сочинения. И это создаёт неожиданно трагический эффект - в стеклянном звоне крестообразно и механично трепыхающуюся девушку бесстрастно расстреливает маленькое электронное реле.
Следом звучала ещё одна фортепианно-электронная пьеса -
"Subito piano" Йоррита Тамминга, шикарно прозвучавшая в исполнении всё той же Наталии Черкасовой. Сложнейшие "штокхаузеновские" ритмы подготовленного рояля очень тонко и технологически совершенно в реальном времени обрабатывались и обволакивали зал. И разве что некоторая рыхлость формы не шла на пользу сочинения после монолитной выстроенности предыдущей пьесы.
Следующая пьеса Ханса Тиммерманса "Dust" представляла собой уже внятный ambient, очень качественную, но по-прежнему скучную электронику.
После этого на сцене неожиданно появилось много музыкантов - О. Танцов (кларнет), Н.Кожухарь (скрипка), Е.Румянцев (виолончель), а также уже появлявшиеся ранее И. Бушуев (флейта) и И. Матюхов (ударные). Это была Кинематика для акустических и электронных звуков Александра Хубеева. В начале достаточно долго звучала фонограмма с экспрессивной фактурой непонятного происхождения - словно стая охотящихся скрипок. Потом вступили инструменты, и как будто совсем невпопад - пуантилизм, отдельные звуки, что-то из другой оперы. Постепенно эти разные пласты начали сливаться в единую тембровую феерию, причём электроника была нарочито громкой, но и акустические инструменты не отставали. В конце же осталась только акустика, но... с тем же материалом, что был в начале на фонограмме! Оказалось, что "бешеные скрипки" получаются трением определённых объектов о стекло, чем и занялись все музыканты в конце, отложив свои инструменты. Такая точная миграция электроники в акустику завораживает. Вообще, я уже где-то год пристально слежу за творчеством Александра Хубеева и всё больше удивляюсь - каждый раз это что-то новое и свежее, а объём работы просто немыслимый - множество сложнейших премьер в год. Наверное, тут есть незнакомая мне алгоритмическая хитрость, ускоряющая процесс работы, но два момента не дают мне покоя: во-первых, для быстрого получения нужного результата алгоритмы должны быть очень точны, а во-вторых, глубокая прослушанность вертикали, которая, как мне кажется, является одним из ключевых моментов, выгодно отличающих на слух музыку Хубеева среди другой подобной музыки, конечно, требует долгого и внимательного вслушивания в каждый звук.
Завершал концерт Марсель Виркс с ещё одной аудиовизуальной композицией, на этот раз более традиционной - достаточно статичное видео, примерно совпадающее по настроению с музыкой - и не такой интересной. Хотя видео, опять же, было сделано на непривычно высоком уровне - он действительно такой мастер визуализации, что я обзавидовался. :)
В итоге осталось очень приятное ощущение - голландцы хороши и технологически значительно нас превосходят, но лидеры российского авангарда интереснее и музыкально богаче. Казалось бы, в России электроакустической музыки почти нет, оборудование слабое, нет ни одного приличного зала для таких концертов, однако нам всё же есть чем вести диалог с Голландией на равных и даже с сознанием собственной силы, и это почти чудо. Вопреки всему (отсутствию финансирования и информационной поддержки, информационному вакууму, редкости гастролей зарубежных исполнителей современной музыки; концерт, кстати, был бесплатный) кризис современной российской академической музыки, кажется, миновал. И никто из отечественных участников этого концерта, похоже, даже не собирается эмигрировать. Поэт в России больше, чем поэт?..