Вчера много думал о том, что у меня есть тяга к обнажению структур в своей музыке. К примеру, моя нелюбовь расставлять оттенки и дополнительные указания связана не только с природной ленью, но и с внутренним ощущением, что для композитора важнее всего схватить точную структуру, а всякие приблизительные громче/тише, быстрее/медленнее, острее/мягче - дело десятое. Прекрасно при этом осознавая, что у иных композиторов это тоже может становиться элементом структуры, но не у меня; пока что я фиксирую в первую очередь взаимоотношения высот и длительностей. Одна из моих последних фортепианных миниатюр тому пример:
нотыаудиоВ нотах на этот раз сознательно не указано ничего, кроме самих нот - ни штрихов, ни динамики, ни даже темпа. Эту пьесу можно играть в любом темпе, это не имеет значения, главное - сохранить внутренние взаимосвязи. Здесь есть интересный момент в такте 24 (аккурат 3/4 целого, кстати) - внезапное появление очень коротких длительностей, что автоматически ограничивает максимальный темп, в котором это можно сыграть. Слишком медленный темп теоретически возможен, но на практике музыкант вряд ли станет дополнительно удлинять и без того сверхдлинные ноты, так что темп в большой степени диктуют сами ноты. Момент с появлением коротких длительностей интересен ещё и тем, что нигде не отражается и существует в единственном экземпляре - думаю, мой профессор непременно потребовал бы, чтобы из этого родилась какая-нибудь быстрая средняя часть, что просто так такие вещи делать нельзя, у всего должны быть причины и следствия. Это действительно так, но в данном случае я почему-то очень уверен в чёткости и точности данной структуры.
И это действительно интересно. Обычно понятие структуры в музыке связывается с расчётом, с продуманными математическими пропорциями, с выписанными последовательностями неповторяющихся нот и т.п. Здесь же структура интуитивная, структура, устойчивость и оправданность которой я не могу объяснить, но очень чувствую каким-то внутренним ощущением - она вновь и вновь кажется мне завершённой, адекватной, полностью внутренне оправданной и точной, отвечающей какому-то мировому порядку вещей.
Но мне интересно пытаться разгадать это с помощью разума, анализировать, вдумываться. Быть может, соединить интуитивность и рациональный подход при создании новых структур. Распространить метод на гораздо более крупные формы. Структурировать новые параметры, например, ту же плотность информации, о которой я писал чуть ниже. Делать с помощью компьютера подвижные структуры, каждый раз разные и порождающие всё новые и новые, создающие большие полотна с бесконечно интересными и сложными внутренними связями...
Структура - понятие достаточно аморфное, поскольку всё в этом мире так или иначе имеет структуру. Чем такая музыка "структурнее" любой другой? Как мне кажется, в данном случае мне позволяет об этом говорить малое количество нот (и, соответственно, большая плотность информации в каждой из них), равноправие нот, отсутствие малозначимых музыкальных событий. Такая музыка чем-то похожа на озвученный анализ Шенкера - будто бы есть некое большое произведение с множеством нот, а это лишь редуктивный слепок с неё. Конечно, и эту музыку можно было бы свести к ещё меньшему количеству нот, но всё же здесь эти возможности весьма ограничены. "Структурная" музыка предоставляет мало возможностей для её дальнейшего структурирования, потому что она и так уже скелетообразна, и дальнейший анализ позволяет разве что разделить её "кости" на группы.