Насколько меняет смысл одна единственная строчка...

Nov 16, 2008 21:02

оригинал

- Кончался 37-й год.
- Я не знал, я думал - весна...
- Кровью полон мой рот. Всё случилось наоборот.
- А пришла тишина...
- Имя твоё сберегу...
- Я не вижу гаснущих звёзд. Я не знаю незапертых гнёзд.
- ...вспомню на том берегу.

Странным образом в "Фисташках" начинает проскальзывать некий плач юродивого по России. Хм... Как бы не сорваться так в спекуляции... Как легко сразу во всём второй смысл появляется! Сразу и образ сокола из песни Офелии, и псевдорусские словеса "Птицы-Офелии", и даже "Старый-старый ясень, корень крив и грязен" начинают восприниматься как образ гибнущей страны. ну и дела. Да, и всё остальное ведь даже в большей степени... "Жил-был дом. Был дом свят", "А и был сокол в ясном небе, и была церковь в чёрном хлебе", "А и был сад"... Даже "Вор с лицом гуся" может вызвать у кого-то вполне конкретные ассоциации... Ну и в конце, как положено, молитва, крест и исповедальная "Стали мне дороги почему-то старые вороги, тень от моста, снега проталинки, яхонт берёз" и т.д. Да, только через чудовищный гротеск, безумие и абсурд подобное, теоретически, может стать чем-то иным, кроме пошлости... Кучкисты ведь, кстати, это прекрасно понимали. Юродивого из "Бориса Годунова" знают все, "Митюх, чего орём" и дальнейшее, надеюсь, тоже. А вот все ли помнят плач народа в конце "Золотого петушка" Римского-Корсакова? Хор там просто вопит хроматизмы на "Аа-аа", но это до такой степени жутко, что, быть может, превосходит по воздействию даже Мусоргского. Именно из-за ситуации чудовищного гротеска и абсурда, которая странным образом оказывается не по наслышке знакомой горькой правдой. Любит народ своего царя, даже если он круглый дурак - кто скажет, что это устарело?..

stihi, proso, orfeo, work, music

Previous post Next post
Up