Nov 15, 2008 21:26
Престранная вещь сегодня случилась. Спонтанно написался ещё один кусочек моей абсурдистской пьесы "Фисташки", да заодно с мелодией и хором. И я обратил внимание, что у меня как-то начали путаться "Фисташки" и "Песни Орфея и Офелии", после чего я представил, как бы они звучали вместе, как бы наложив композиции двух моих многолетних долгостроев друг на друга. Сочетание, надо сказать, получается пугающее, но я ведь и хочу, чтобы было страшно. Как я уже неоднократно убеждался, музыка иногда сильно выигрывает от встраивания в другой контекст. Когда идёт театральный переброс бессмыслицей "Фисташек", а на этом фоне вдруг начинает петь Офелия - это совсем не то же самое, что просто поющая Офелия, от такого как бы вздрагиваешь, потому что в этом конфликт искажённой любви и искажённого мира. Я, правда, с трудом себе представляю, что будет, если в "Песни О и О" вольются все потоки сквернословий из "Фисташек", мат, фекалии и пр., не изгадит ли мне это всё... Ещё комедию с трагедией сочетать - задача, быть может, в данном случае не решаемая. Ну, хозяин-барин, всегда ведь можно отказаться, переделать и т.д. По крайней мере, мне нравится, как звучит в таком случае полный состав сочинения: "Песни Орфея и Офелии" для контральто, контртенора, фортепиано, подготовленного фортепиано, ударных, сопрано, альта, тенора, баса (и, быть может, чтецов). Вот уж да уж!
В любом случае "Песни Орфея и Офелии" - ещё один шаг навстречу театру. Так, глядишь, и до оперы когда-нибудь доползу. А вообще, мне кажется странным, что нет, по сути, промежуточного академического жанра между музыкальным и драматическим театром. Либо опера/балет/кантата/оратория, либо драматический спектакль с музыкальными вкраплениями, третьего не дано, не считая лёгких жанров оперетты/мюзикла. Ну и не считая зингшпиля и первой редакции "Кармен", где разговорные диалоги явно на второстепенных ролях. Полноценного музыкально-драматического спектакля с академической музыкой я, честно говоря, ни одного назвать не могу, посему не уверен, что такой жанр вообще существует. Я это себе представляю прежде всего как предельно чёткую ритмизацию слов, жестов, событий, точное выстраивание во времени. Ну и, конечно, огромная роль собственно музыки.
proso,
orfeo,
work