Пора бы уже вернуться к моей любимой теме, а то совсем я забросил любимого композитора. В принципе, у меня в прошлом году наступил момент, когда я его, что называется, обслушался. Особенно запомнилась ночь в сидячем вагоне поезда Москва-Петербург, когда я зарядил подряд симфонии со 2-й по 9-ю. Это был, пожалуй, перебор. После этого было несколько неудачных попыток и большой перерыв. Вчера я решил попробовать послушать снова и на этот раз снова был потрясён. Не так давно я выложил примерно половину его симфоний в Интернет с постоянными и прямыми ссылками (хотя я решил отказаться от пиратства, в данном случае, как мне кажется, я действую в интересах рекламы и популяризации дисков с музыкой данного автора, которую до сих пор знают очень немногие), поэтому хочу ещё раз предложить вашему вниманию его 8-ю симфонию.
С течением времени у меня изменяются представления о том, с чего начинать знакомство с его музыкой человеку, который никогда не слышал ни одного сочинения шведского гения. То я предлагал слушать 7 симфонию, то 15, то 16, а то и вовсе альтовый концерт... 7-я симфония - самое популярное его сочинение, и один из наиболее предпочтительных вариантов. Но у 8-й есть большое преимущество - она в двух частях, и первая длится всего минут 20, тогда как в основном симфонии Петтерссона одночастные и около часа длиной.
Есть и ещё одна, более существенная причина, по которой я очень люблю именно эту симфонию, причина, по которой я слушал вчера именно её - это единственная его симфония, начинающаяся с очень красивой мелодии. Мелодии Петтерссона - это отдельная тема, почти в каждой его симфонии в тот или иной момент найдётся лирическая мелодическая линия удивительной и очень самобытной, ни на что не похожей красоты. Эти мелодии невозможно спутать с чем-либо иным, они живут по иным законам. Но возникают они обычно где-то в середине или даже в конце. Здесь же с самых первых звуков начинается эта невероятная, беззащитная и в то же время величественная лирика.
Allan Pettersson. Symphony 8, part 1 Мне эта музыка кажется одним из самых больших откровений, что были в искусстве XX века. Мне кажется, это зеркало эпохи даже в большей степени, чем симфонии Шостаковича. Шостакович тут в любом случае приходит на ум, потому что жил примерно в то же время и написал ровно столько же симфоний, да и по языку есть некоторые пересечения. В связи с этой медленной темой, торжественными статичными аккордами, неторопливостью, колоссальностью размеров и обилием медных духовых мне ещё часто Брукнер на память приходил. Но вчера я, слушая эту музыку, почему-то думал о Чайковском. Не он ли начал (с подачи Бетховена) это проникновение разработки в другие разделы формы? Не у него ли столь простые и сверхвыразительные лирические мелодии? (можно вспомнить нисходящую гамму из "Щелкунчика" или тему его 4-й симфонии и нисходящие гаммы у Петтерссона) Не он ли так любит вдруг шарахнуть каким-нибудь "мотивом судьбы"? Не у него ли музыка строится из наиболее примитивных элементов, которые странным образом складываются в предельно драматичные полотна? Ну, это так, лирическое отступление...
Маленькая биографическая справка. Густав Аллан Петтерссон родился 19 сентября 1911 года в маленьком шведском городке (чуть позже семья переехала в Стокгольм). Он был четвертым ребенком в семье, они жили в однокомнатной квартире на подвальном этаж, с крысами и насекомыми. Отец был пьющим кузнецом и часто бил жену и детей. В 12 лет Аллан Петтерссон купил на собственные деньги (заработанные от продажи марок) скрипку, за что был избит отцом. В 19 лет (1930) поступил в консерваторию как скрипач и альтист, учился там 9 лет (видимо, там совмещены училище и консерватория). В 1934 году начал писать музыку. Увлекался современной музыкой, участвовал в первом в Швеции исполнении "Лунного Пьеро" Шёнберга. С 1939 по 1950 год был концертирующим альтистом в Стокгольмском филармоническом оркестре. В 1951 он приезжает в Париж, где обучается композиции у Онеггера, Мийо и Лейбовица. Тогда же была написана 1-я симфония, которая осталась незаконченной и неопубликованной. Чуть позже написаны и исполнены 1-й скрипичный концерт и 2-я симфония. В 1953 году начинается страшная болезнь - полиартрит. Суставы постепенно становятся неподвижными. Так заканчивается карьера исполнителя. Вскоре он оказался прикован к постели и не мог даже писать ноты. 5-я симфония - последняя, которую он писал своей рукой, остальные он надиктовывал жене (слава Богу, что есть женщины). В 1970 году он был госпитализирован на 9 месяцев, тогда были начаты 10 и 11 симфонии. В дальнейшем они с женой жили на 4 этаже, что не давало ему возможности выходить из дома. Из соседних квартир всё время доносились звуки популярной музыки, по улице грохотали машины. Петтерссону приходят предложения написать оперу, но он отказывается, не видя возможности в данных обстоятельствах браться за новый для себя жанр. В 1975 году ему улыбается фортуна, он награждён несколькими призами за свою музыку, что позволило в 1976 году перебраться в другой дом, на 1-й этаж и с садиком во дворе, что, конечно, приносит радость. Быть может, в том числе благодаря этому появляется тот неземной свет в последней, 16-й симфонии, с солирующим саксофоном. Но ещё до этого, в 1978 (79?) году, обнаруживается новая болезнь - рак. Аллан Петтерссон успевает написать ещё Альтовый концерт и минут 10 от 17-й симфонии. Смерть наступила 20 июня 1980 года.
(мой вольный перевод
этого текста)
О себе он говорил так:
"Я никакой не композитор. Я зовущий голос в пустыне, которому грозит утонуть в шуме времени."
P.S.: да, я до сих пор не определился, как правильно писать его фамилию по-русски. На
официальном сайте написано "Аллан Петтерсон", с одной "с". Быть может, это и есть правильный вариант. Но я на всякий случай транскрибирую все буквы. Таким образом меня, в частности, находит Google по запросу латиницей.
P.P.S.: вторую часть 8-й симфонии и другие сочинения можно найти в
моей теме на форуме "Классика". Другие записи на эту тему в моем дневнике можно найти по тэгу
Pettersson.