Эффект неожиданности

Sep 16, 2008 17:28

Попалась весьма любопытная реклама: "То, под чем вы работаете, запрещено даже в Амстердаме!". Понятно, что идёт намёк на легализацию наркотиков в Амстердаме, и понятно, что рекламируют-таки не наркотики, и любопытство толкает на заветный (для рекламодателей) клик. Результат тоже весьма изящный - оказывается, речь о том, что большинство офисов оборудованы устаревшими и уже запрещенными в Европе лампами, которые предлагается заменить на новые. Реклама гениальная, и она натолкнула меня на мысль, что примерно тот же "крючок" часто работает и в искусстве, в том числе в музыке. К примеру, когда 3-я симфония Бетховена начинается с торжественного мажора и фанфары, никто не ожидает (ну, если найти человека, который ещё не слышал), что уже совсем скоро мелодия свернёт куда-то совсем не туда, а потом, в разработке, вся симфония из-за этого полетит в тар-тарары. В более простом варианте это медленные печальные вступления к симфониям Гайдна, которые потом оборачиваются задорными и веселыми сонатными аллегро. Ну, как коварно усыпляет бдительность Чайковский в 6-й симфонии перед началом разработки, все, я думаю, помнят - вздрагиваешь даже тогда, когда знаешь, чего ждать. В более сложном варианте (сейчас в меня полетят помидоры) это встречается в очень близком мне направлении современной музыки, когда серьёзная музыка прячется за клоунадой и выжидает, прежде чем накрыть с головой (я это нахожу, например, в музыке Ярослава Судзиловского). Что-то подобное пытается делать и Тарантино, вылепляя из мусора впечатляющие нетленки (хотя глубины я там всё же не нахожу, макушка быстро достаёт до дна. Но дно-таки значительно глубже поверхности). Подобным же образом держит внимание и Черняков, кстати - пытаешься угадать, что он сделает в следующей сцене, а режиссёр всё равно оказывается мудрее любых твоих фантазий. И тоже серьёзность прячется за клоунадой (как в арии Ленского). Или тот же Курентзис - как-то он повернёт уже знакомое сочинение в этот раз? Что ещё преподнесёт?
Это звучит несколько цинично, но, мне кажется, всем авторам нужно учиться этой потайной кухне "заманиловки", это единственный способ не увязнуть в трясине посредственности, которая окружает со всех сторон, сумев "поймать" публику в сети нового и неординарного искусства, имеющего даже, как это ни удивительно, какой-то смысл. Ласковый обман ожиданий как шанс быть услышанным. Коробочка с сюрпризом, всегда превосходящим фантазии. Тогда зритель обезоружен, тогда он весь наш. А он всегда обманываться рад. Честно говоря, когда прихожу в концертный (или иной) зал в качестве зрителя, всегда подсознательно думаю - ну обманите же меня уже, наконец! Я многое знаю и многое испытал, я ищу нового опыта и новых приключений, дайте их мне. К этому приучило меня искусство...

art, clever, music

Previous post Next post
Up