Сон про Майка Паттона

Feb 25, 2008 12:48

Ух, ну мне сегодня наснилось! Прежде всего, впервые в жизни мне приснился Mike Patton собственной персоной! Сон в целом был, пожалуй, высшим уроком искусства.
Началось всё с того, что я слушал какой-то его диск, который у меня вроде бы был, но который я, тем не менее, никогда не слышал. Удивительно, что там были русскоязычные аудиокомментарии после каждого трека, которые читал какой-то запинающийся переводчик. Музыка была достаточно аморфная и сложная, чем-то похожая на мои бабочки. Потом вдруг приехал сам Паттон, и выяснилось, что он прекрасно говорит по-русски! Общались мы с ним много, но, к сожалению, я почти ничего не запомнил. А говорили вроде о музыке (в основном говорил он, конечно). Периодически я видел его то с бородой, то без бороды (на самом деле бороды у него вроде никогда не было; думаю, что он просто путался у меня с Чингиз-ханом из вчерашнего фильма). У него должен был быть концерт из его музыки, и мы пришли в некое странное здание, где был то ли Каминный, то ли Каменный зал. А на первом этаже было кафе. И вот он показывает на один столик в углу и говорит, что запоминаются в путешествии прежде всего не всякие достопримечательности, а места, с которыми у тебя связано что-то личное, как, например, вот этот столик. Я тут же с радостью вспомнил, что я сидел с ним и его музыкантами за этим столиком во время их предыдущего приезда в Москву, тогда мы общались на английском (чего на самом деле, естественно, не было ни во сне, ни наяву). Ещё прямо в кафе Паттон давал некий мастеркласс, в частности, учил какую-то девочку правильно играть на скрипке. :~D Потом был сам концерт, музыку которого я почти не запомнил. Зал был совсем никудышный, без сцены, с пианино возле стеночки вместо рояля. Играли какие-то неумелые студентки, а сам Паттон был только в качестве композитора-слушателя. Звучала камерная музыка для фортепиано, скрипки с фортепиано и двух скрипок, кажется. Помню, что ощущения были необычные, внешне это была академическая музыка, но внутри была чем-то другим, более свободным. Предельно простая, просто играли ноты, часто одинокие и длинные. После концерта я спросил у него, что он будет делать дальше, и он ответил, что уже улетает обратно в Нью-Йорк и прилетал только на этот концерт. Я посетовал на огромное расстояние между нашими городами. Потом он пошёл к выходу, я, как хвостик, последовал за ним, но по пути встретился со знакомыми, задержался, а его и след простыл. А я ему диск хотел дать со своей музыкой, но у меня, как назло, не оказалось его с собой.
Дальше веселее. После концерта я пошёл на лекцию в консерватории. Якобы, потому что на самом деле это был не класс, а почти театр, где я сидел на балкончике. Вот лекцию я почему-то запомнил подробно, хотя лучше бы запомнил разговор с Майком. Впрочем, лекция замечательная. :) В квадратных скобках мои комментарии к ней. Сначала профессор говорил о том, что теперь нам нужно быть очень осторожными с литературным наследием и пересматривать свои взгляды на него, потому что даже в разрешённых книгах могут вскользь упоминаться запрещённые. В частности, в очень подходящей по всем параметрам книге "Прекрасная Эльза" [или "Бедная Эльза", или "Маленькая Эльза", не помню] в одном месте один из героев читает не что-нибудь, а "Властелина колец". Ах, какое же это было время, когда разные люди в разных местах одновременно приходили к откровениям. Так, Шостакович как раз тогда открывал тайны своего шестого эр [профессор в шутливой форме имел в виду сверхтихий динамический оттенок 6 piano, т.е. pppppp, который Шостакович, думается мне, никогда не использовал, это скорее по части Чайковского; кстати, в одном из его ранних сочинений, "Буря", есть очень смешное место - у всех написано fffff, а у медных, как положено, на один оттенок меньше - ffff]. Конечно, ни единому из вас никогда не приблизиться к гению Шостаковича. Ах, как мы таем от этих его волшебных септим!
На этом месте я понял, что пора сваливать, тихонько встал и пошёл к выходу. Позади меня встал ещё один молодой человек, который тоже был только что на концерте из музыки Майка Паттона, и спросил у профессора, был ли он сегодня на концерте. Он не уточнял, о каком концерте речь, но все знали и понимали, даже профессор. Он ответил поразительно честно: "Нет, к сожалению, в это время я ещё был в вытрезвителе".
Потом я, кажется, просыпался, но, заснув снова, получил блестящее продолжение. Я был в салоне видео и аудиопродукции. Чуть позже я понял, что это был то ли перформанс, то ли видеоарт. Звучал какой-то старый музыкальный хит вроде "Money, money, money" или "One way ticket". Люди по очереди заходили, перемещали диски, брали какой-нибудь и уносили. Через некоторое время я понял, что они делают это в очень строгом ритме, и что это тоже настоящая самостоятельная музыка, музыка движений. Перемещения дисков постепенно становились более активными, и я засмеялся, поняв, к чему всё идёт. Диски были только маленьким закутком внутри огромного магазина всякой всячины. И вот появляется пара девушек, одна из них вытаскивает нижний диск из огромной стопки, в результате чего на неё падает целый стеллаж, а другой стеллаж падает в другую сторону, в результате чего по принципу домино обрушивется всё, что только было в магазине. И по наступившему хаосу радостно прыгают разноцветные мячики, а потом всё это ещё заливается сверху водой. Как я хохотал!
И последняя сцена, самая невероятная. Тоже под влиянием вчерашнего фильма, наверное. Пустыня. Дюны, рядом пустая прямая дорога. На дюну взбираются два путника в чёрном. Первый из них - Mike Patton, второй - кто-то из его музыкантов, более всего похожий на Buzz Osborne. В данном контексте он был как Санчо Пансо при Дон Кихоте. Внизу дюны в самой раболепной позе я (вижу себя со стороны) - на коленях, простёршись ниц (лбом и руками по локоть касаясь земли), в какой-то полностью скрывающей тело и голову хламиде цвета грязи. Паттон говорит своему Санчо Пансо: "Пойди ответь ему. Надо". И вот тот спускается ко мне, и я задаю вопрос, который привёл меня в эту пустыню: "Является ли академическая музыка чем-то особенным, высшим, искусством с тысячелетней историей, или же она для него лишь как одна из красок палитры?". В ответ мне было сказано, что хозяин помнит меня по двум своим визитам в Россию и благоволит ко мне, поэтому ответ будет дан. Но сам ответ я, опять же, не запомнил, да и не уверен, что он был сказан словами. Просто постепенно, пока он говорил, я ощутил, насколько нелеп и никчёмен был мой вопрос, и что сама музыка намного больше и выше, чем наши бессмысленные попытки делить и классифицировать её. Но когда я описываю сейчас это вам словами, я уже всё опошляю и искажаю, это было дано именно ощущением, присутствием Музыки, которое само по себе отметает все ненужные вопросы. Сразу же после этого, когда он пошёл обратно, а я встал с колен, я увидел картину воистину впечатляющую - со стороны по-прежнему пустой дороги подул очень сильный ветер, и обочина дороги начала как бы заворачиваться в камни, а камни под действием ветра вставали и превращались в людей. Множество, множество людей, которые продолжали двигаться туда, куда их толкает ветер. Они были того же цвета, что песок, или, быть может, вовсе прозрачные, руки их были похожи на ветви и тянулись вперёд, а в глазах был страх и непонимание того, зачем они здесь и куда идут. Они были как армия калек. Постепенно камера поворачивается вместе с ними, они идут куда-то вдаль, а поверх картинки появляется надпись "Конец первой части фильма" на английском и потом ещё один титр с именем автора этого фильма, которое я запомнил, потому что сразу после этого проснулся. Титр гласил: "dr. EARTHLITTLKATE". Впрочем, с такими словами никогда не можешь быть уверенным, что запомнил точно. Мне кажется, что слово EARTH было каким-то образом записано всего тремя буквами, а вместо Kate вполне могло быть Cake или Quake. А вместо LITTL могло быть LITLL, хотя это, по всей видимости, наиболее точная часть слова, и оно точно означало "маленьк". Что ж, хороший псевдоним получился, надо будет воспользоваться. :) Как всегда в таких случаях, на любые варианты написания этого слова поиск в Интернете выдаёт 0 результатов, так что слово действительно уникальное.
У Паттона, кстати, совсем скоро турне по Европе, и он будет совсем рядом - в Варшаве и Софии, но в Россию, к сожалению, не заглянет. Зато в Москве скоро будет одна группа с его лейбла Ipecac под названием Isis. 13 апреля в клубе "Икра". Пока ничего про неё не знаю, но обязательно наведу справки. :)

upd: возможно, под "Маленькой Эльзой" разумелась "Младшая Эдда" :)

dream, patton, mystic, music

Previous post Next post
Up