Камрад
13_dead запостил фотоотчет о нашем июльском заезде на Ладогу. Перепощу тут. Славно погуляли!
-----------------
Оригинал взят у
13_dead в
Ладога: Плыла und качалась лодочка по Яузе-реке Разгрёбши завалы работы и прорвавшись сквозь заботы, доделал-таки отчёт по турпоходу на Ладогу. Внутри воспоследует рассказ со множеством картинок, а пока небольшое вступительное слово: давно хотел вот так вот, чтоб не на выходные шашлыки, а нормальный поход. В прошлом годе не удалось присоединиться к заплыву, но на сей раз всё получилось даже круче самых смелых надежд. Во-первых, участников регаты стало ещё на двое больше, во-вторых, погода вплоть до последнего дня стояла шикарная (я вообще всегда как в Питер и окрестности понаезжаю, так привожу хорошую погоду). Говнозеркалку брать не решился, поскольку негде заряжать, боязно утопить и всякое такое, но потом жалел, потому что управляться мыльницей категорически уже отучился, да и противно, когда тебе не дают вручную всё делать, как хочется, а матрица явно не тянет, да и аккум сел предательски быстро, пришлось экономить, так что фотограммы в большинстве своём не лучшего качества, и половина кадров отчёта не моего авторства. Ну да не это главное. Теперь сами слайды и всё такое...
Поскольку прежде более чем на пару дней далеко от цивилизации мне отрываться не приходилось, модную панамку расцветки ACUпант снабдил соответствующим ретро-значком. Нет, конечно все мы выживальщики и всё такое, но всё же реального опыта действий в отрыве от благ цивилизации было маловато. Поэтому на мою долю подготовки отводилось мало: изготовление специальной горелки (чуть позже в подробностях расскажу), печать «спутниковой карты», сбор личных вещей и прибытие в штаб для совместного осуществления закупочной деятельности. В отличие от походов пеших, вес нам был мало критичен, поэтому всевозможной еды было закуплено (для пятерых на полторы недели) где-то три клетчатых сумки челночных. Мясо заготавливалось по специальной технологии - варилось в нутряном жире. Этот вид консервации был опробован и утверждён как на голову (или даже три) превосходящий обычный тушняк: во-первых, это не рога и копыта, а выбранное на рынке мясо, во-вторых, без жестяных банок весит оно на порядок меньше, в-третьих, дешевле заметно. Ну, об этом, я думаю, более подробно расскажет художественный руководитель регаты, он же капитан, он же
leon_spb67 ©А теперь со всей этой фигнёй мы постараемся взлететь. Утром члены регаты дотащили многочисленные вещи и сонного юнгу до Финляндскогу вокзалу, погрузились в электрический поезд и покатили в сторону Ладоги.
В середине пути к нам в вагон вошёл брутального вида мусчина в выгоревшем камуфляже, огромных пыльных берцах, загорелый до состояния араба, со внушительного размера рюкзаком и пацаном лет трёх на шее. Ребятёнок сидел как заправский всадник, слегка покачиваясь и взирая на всех с двухметровой высоты. Ну, какое-то время данные колоритные товарищи просто ехали с нами, и я бы не стал упоминать особо данный факт, если бы не... не, чуть позже об етом. Считайте, они просто вышли из вагона.
А пока мы прибыли на станцию Кузнечное, дождались специального микроавтобусца с загорелой блондинкой за рулём и направились в пункт отправления - Берёзово. Там взяли в аренду ещё одну байдарку, договорились об эвакуации из пункта назначения, уладили прочие формальности и стали сбираться, сильно отставая от графика.
©Сборы были недолги... ага... байдарка упорно не хотела собираться - явно залежалась на антресолях. Кое-как рассовали брахло по свободным местам, накрыли от брызг и возможных осадков полиэтиленом...
Рядом местная детвора ловила рыбу и купалась, толпы каких-то алко-туристов переправлялись на острова под видом паломников... короче говоря, жизнь вокруг кипела.
Ну а потом всё же отчалили. Я немедленно принялся снимать всякие эстетичные скалы, благо фотоаппарат не боится воды. Кстати, пара слов о снаряге. Помимо привычных всем туристам вещей я взял на, так сказать, ходовые испытания навигатор Garmin Etrex20 (тоже не боится воды) и пару простеньких раций Midland, которые за жидкий эквивалент спасибо приятель нимношка улучшил у знакомых умельцев... короче говоря, на поясе в подсумках болталось много всякой электроники. О впечатлениях в конце отчёта расскажу.
В какой-то момент наши две байдарки получили имена собственные, как и полагается сурьёзным суднАм, ну и по радио вызывать козырнее. На снимке борт «Алый». Название получил за характерный окрас байдарки и штанов исполняющей обязанности Анки-пулемётчицы, т.е. штурмана-радиста. Наш борт через несколько дней получил имя «Неугомонный» в честь поведенческих особенностей юнги. Перевес был явно в пользу «Алого» - в смысле, картошка и прочие овощи в трюме корме явно не прибавляли ходовых качеств...
поэтому участники регаты пришвартовались к берегу и принялись жрать всё лишнее перекусили, восполнив силы, и стали совещаться на предмет дальнейших действий. Решено было запланированный на сегодня участок маршрута сократить и тупо искать комфортную стоянку.
Карта дневного заплыва. Я без особо точной привязки к масштабу их буду давать, потому что дистанции разные были в разные дни, всё к единому масштабу сводить лень и некрасиво, так что просто маршрут следования иллюстрирую. Из навигатора маршрутные линии выгружены в ГугельЕарс. По заверениям навигатора - 8,1 км.
Со второй попытки нашли подходящее место (первая - это скачок вверх на предыдущем снимке). Поскольку дело было вечером в понедельник, то многие стоянки освободились - можно было выбирать наиболее козырную. На фотограмме наш первый лагерь. Очень приятное местечко: три уровня скалы, удобные места для палаток, готовая инфраструктура :)
Благосостояние граждан при кровавом режиме выросло, масса народу снуёт туда-сюда на козырных катерах и яхтах, бензопилы у каждого второго... так что не в падлу оставить после себя удобный столик, чутка дровишек и всякого такого.
Красивые виды с «балкона» прилагаются.
Из дров был сооружён один из многих видов «кухонного костра» - три полна ставятся вертикально, промеж ними береста и щепки, оно всё резко разгорается, сверху каструлю - вуаля! Надо затушить - раздвинул поленца. Надо зажечь - сдвинул и снова разжёг. Слева в кадре моя поделка.
Мини-печка на основе Икеевской банки из нержавейки. На такой удобно быстро разогреть чайку. Топится оно щепками.
От она, красавица. Техзадание на изготовление я получил слишком поздно, поэтому не смог воплотить в жизнь все анженерные задумки, но главное успел: разборная крестовина для надёжной установки сковород, регулируемые ножки для установки самой горелки на неровной поверхности - в отверстия можно тонкие колышки для палатки втыкать дабы придать совсем уже монументальной устойчивости, ну и дно второе - чтобы пепел не скапливался, и воздух лучше задувал снизу. Развлёкся от души с болгаркой короче. На заднем плане упомянутая рация.
Мимо сновали разного рода суднА, иногда сразу группами, как бы призывая двигаться дальше. Поэтому, несмотря на удобство и красоту места
утром двинули в направлении открытой Ладоги. Славное море, священный Байкал
Поскольку мы не на омулёвой бочке™ плыли, то старались держаться берега и прятаться от больших волн за маленькими островками.
Сделали привал на махоньком островке, которому дали название «Муравьиный», поскольку их там какие-то жуткие толпы туда-сюда шлялись.
Далее следовал мощный переход по волнам в направлении входа в т.н. «Кочергу» (бухта(?) соответствующей формы). С грузом, по волнам и против ветра мы умудрились развить скорость около 8 км/ч (рекорд на спокойной воде был в р-не 12км/ч), протяжённость - 13,4 км.
Наградой нам была удобная стоянка с красивым видом.
Ветра там почти нет, волны отсутствуют, природа живописная.
Вечером вода вообще почти как зеркало. Непонятно, как там талантливые гражданки пару лет назад умудрились перевернуться, история уже стала легендой :)
Уходить не хотелось, поэтому разбили лагерь и отдыхали два дня.
Чтобы не пошёл дождь - установили навес. Эта примета работает отлично. Если не ставить - наверняка польёт на голову, но стоит озаботиться крышей - будет светить солнце чисто вот назло.
Кресло из мешка для тяжёлого мусора. Удобное. Вообще эти мешки - отличная штука. Весят и места занимают мало, а в хозяйстве пригождаются очень даже. Вот, к примеру, навес - чтобы растяжки не привязывать к кольям (об которые удобно спотыкаться) или деревьям (которых нет в нужном месте), в мешки накладываются каменюки, и верёвка привязывается уже в любом месте, чтобы был нужный натяг. Дюже удобно.
ПИЛЯЯЯЯЯТЬ!!!!! - как бы говорит нам этот снимок. При длительной стоянке неминуемо возникает надобность в дровах. Поскольку вокруг леса, найти поваленное бревно не составляет труда, но с каждым разом за ними приходится ходить всё дальше. Так что мы сразу прям здоровенных деревьев натащили, даже будущим стояльцем осталось.
В лагере тем временем проходили курсы молодого рыбака.
Этап второй: самостоятельная работа. Этап третий в кадр не попал - моё разматывание запутавшейся лески.
Поэтому (во избежание рецидива) бывалые рыбаки отправились за добычей сами под прикрытием дымовой завесы. Смоук он зе уотер тащемта
Щук мы ловили ещё до того, как это стало модно.
Утром двинули дальше. Опять вдоль открытой ладоги. Ветер задувал, волны в какой-то момент обзавелись барашками и грозили нахрен залить наши судёнышки, но обошлось. Даже очередной рекорд скорости выдали - так хотелось уйти от ветра.
Мимо шныряли полноразмерные лодочки. Рукопожимаю!
Привал сделали на красивом песчаном бережку, перекусили и
кого же мы там встретили? Ну да - тот самый мощный гражданин с детём. На этот раз ещё и с супругой. И такой же финкой как у меня. Поболтали о том, о сём, расстались почти родными. Они путешествуют пешим порядком.
А на берег принялись один за другим причаливать катамараны, у них там какие-то соревнования. Народ, как я понял, в основном с Украины. Выглядело эффектно.
Ну а мы двинулись дальше, опять поспорили с волной и ещё чуток отдохнули на красивом бережку, оглядев окрестные шхеры.
На самой верхотуре над проливом стоит крест. Что символизирует - не написано.
Двинули дальше в поисках стоянки для ночлега. Гребля супротив ветра утомляет.
Вот такой вот маршрут получился. Если навигатор не врёт, то 14,7 км.
Эта стояночка тоже весьма комфортная была - стол, места под палатки. Очаг только сложили заново.
Пока шла подготовка к ужину, вскрыли ламинированные листы со спутниковыми картами, зарядили в навигатор свежие батарЭйки и устроили стратегическое планирование. Предстояло решить, где ещё нам делать двухдневную стоянку, куда лучше вообще направиться итп.
Тем временем подоспела уха. Ну, без огненной воды - это не уха, а просто рыбный суп, а пока у вас идёт усиленное слюноотделение, я расскажу о питании.
Утром обычно потребляли кашу.
Иногда в неё добавлялись ягоды, обильно произраставшие вокруг.
То была черника, а это вот земляника. На одном острове её было какое-то неприличное количество, и на открытом месте, где почти никакой другой травы не было, так что ягоды чуть не с палец величиной некоторые произрастали. Я реализовал свою давнишнюю мечту - не просто нажраться земляники от пуза, а прям с двух рук по-македонски закидывал наиболее крупные экземпляры в рот, чавкал и издавал утробные звуки ОМ-НОМ-НОМ-НОМ... короче, объеденье.
Или вот в чай всяких травок и ягод зыкинско накидать.
Это процесс варки супа и тюнингованная ложка-поварёшка.
Чистка картофана. Финка - штука хорошая, но ею удобно срезать слои, рубить ветки итп, а вот разрезать толстым лезвием твёрдую картошку не очень, лучше для этого простенький складной, например.
А вообще я гораздо больше готовки люблю мыть посуду, поэтому всегда соглашался выполнить эту почётную обязанность даже вне очереди.
Это супец вермишелевый. И вилко-ложка. Купил на пробу - не понравилось. Держать нудобно, края рот травмируют... нах.
На одной из стоянок мы даже блинчики пекли. И со сгущёнкой употребляли. Красота!
Опят же горелка икеевская пригодилась. Повторюсь, несомненный плюс похода на байдарках - возможность взять с собою много всего, не надрываясь.
Ну вот кто в здравом уме потащит огурцы, чтобы изготовить малосольные?
А тут - пожалуйста!
Утром снова в дорогу. Предстоял ещё кусок на открытом пространстве, но в основном шлёпали по тихим проливам. Пели песню про фантом, играли в слова и рифмы.
Ну и любовались пейзажами конечно. Я в какой-то момент плюнул и перестал снимать их, вынимая фотик только у наиболее выразительных, а так там куда ни глянь - красота.
Так вот с парой остановок для дозаправки-перекуса дошли до ещё одной козырной стоянки.
Маршрут 14,7 км - или я не то выписал из навигатора, или и правда такое совпадение, два дня подряд по дистанции. Лень проверять, но примерно 12-15 км было точно.
Единственный недостаток новой стоянки был в том, что там включали слепней. Обычно-то комары, которых удобно вечером отгонять спиралями дымными, а тут днём, как по расписанию: 11-18 без обеда.
Но тоже приноровились, хотя юнга знатно напрягся по этому поводу и старался укрыться в недоступных для них местах.
Это вот обеденный стол с тентом от ветра и солнца, а на заднем плане тот самый берег, где на горе земляники море.
Тут мы тоже два дня стояли, купались, рыбачили...
делали баню! Да, с соседнего острова натащили подходящих камней,
сложили в очаг, протопили как следует,
построили вокруг домик из полиэтилена, скамьи
ну и тащемта всячески мылись. Хотя баня получилась великовата - пар был неахти, но всё же помыться там с головой как следует можно в комфортных условиях.
Раз уж речь зашла о печках, надо упомянуть и о кострах для приготовления писчи. В данном случае, мы видим классический такой, с двумя столбами, обычно они заканчиваются рогаткой, туда вкладывается горизонталь, а на неё котелок. Данная конструкция крайне неудобная, потому что никуда не сдвигается - котелок не уберёшь с огня чуть в сторону. Не поднимешь, не опустишь... поэтому в данном случае применена усовершенствованная технология - в столбы вкручены уголки с резьбой. А на них уже горизонталь с котелком. Уголков две пары - можно поднимать на любой нужный уровень.
Но в основном мы пользовались значительно более удобной и простой конструкцией: тренога с цепочкой. Это вообще ни в какое сравнение не идёт по степени удобства. Можно отставить, на любую высоту поднять итп. И не надо рыскать в поисках рогульки по лесу, подходят любые палки, которые стягиваются верёвкой.
Ещё из поделок стоит отметить стул такой вот.
Утром двинулись в путь.
После двухдневной стоянки проплывающие мимо пейзажи опять ласкали взор.
Здесь вдоль берегов чаще попадались заросли камышей-тростников различных. А это вот какой-то буй™, обозначающий створ фарватера.
Изначально задумка была у нас такая: пройти тихими проливами, потом рвануть вдоль берега по открытой Ладоге и скрыться в следующем проливе. Но осуществиться этим планам помешал сильный встречный ветер. Соваться на открытую воду, будучи уже уставшими не решились, поискали место - как раз ушли какие-то туристы, освободив подходящую стоянку. Путь по навигатору составил 17,6 км. Загогулины в его конце - это поиски подходящего места в условиях сильного ветра.
Выбранная стоянка была весьма своеобразной. Место живописное, с хорошим видом,
но дюже ветреное и каменистое. Это вот мы соорудили заграждение от ветра.
А это выкладываем место под палатку мхом, потому что на кривых камнях и кореньях спать не охота.
Второе жилище рядом поставить вообще негде было, на два «этажа» выше расположились.
Делать на этом месте было категорически нечего, капитан вырезал себе ложку.
Утром подорвались и вернулись чуть назад, чтобы обогнуть острова с другой стороны.
И уже по тихим живописным проливам неспешно двигались среди тростника и кувшинок.
На пути встретился небольшой посёлок и мост, украшенный погребальными венками. Или это народ с разгону об него разбивается на лодках, или падает топиться - хз.
Традиционные загогулины в финале - поиск наиболее козырной стоянки. Поскольку опять наступили будни, то было из чего выбрать.
Остановились на наиболее ухоженной и оборудованной. К примеру, тент здесь - стационарный, как и на скамьях чехлы.
Мы только сделали традиционную защиту от ветра - погода определённо портилась. Хотя предполагалось, что утром мы на пустых байдарках на троих рванём поглядеть на место древней стоянки с эстетичными валунами и каменюками, грябать по 12 км туда и обратно хотелось всё меньше. Плюнули и просто протусили пару дней, доедая запасы. Вдобавок я на ровном месте зашиб палец на ноге. Вообще непонятно обо что.
Кроме огня ещё грелись остатками огненной воды и тёплыми вещами. Из-за наличия длинной флиски на тушке носить нож на поясе было неудобно, и я вспомнил про замечательное свойство своих штанов - там есть специальная лямка и кармашек, где удобно закрепляется на бедре ножик.
Ну а так я уже утомился рассказывать, признаюсь. Что ещё сказать про эту стоянку? Ели, пили, пуляли ракеты, радовались жизни, готовились к возвращению.
Ночью погода испортилась окончательно, и пролился дождь. Мы собрали пожитки и двинулись в путь.
Погода сделала нам финальный подарок - непогода утихла на время финального заплыва. Пасмурно и сыро, но без осадков и ветра.
Финишировала регата наша в Ланхдехпох... ой, пох на эти финские буквосочетания - Ландоха её все называют. Без остановок прошлёпали финальные 6,5 км.
Фуф! Собрали пожитки, упаковались, вызвали вертолёты поддержки машину, которая нас должна была доставить обратно в пункт отправления. Сели под ёлочками.
Вот он, этот мощный пепелац 86 года выпуска. К нему ещё конечно прицеп был с байдарками и машина сопровождения. Но это основной трудяга на базе.
Что ещё в заключение сказать? Ну про снарягу. Вот это данные с навигатора в крупном масштабе. Как вы можете видеть, позиционирование - моё почтение. Справа загогулина - это на камнях мы кидали "лягушки" по воде, ожидая возвращения разведки. Слева уголок к деревьям, это на пять метров в сторону отошёл... ну, в кустики. Их видно на снимке со спутника.
Это вот совсем крупно. Точка 1 - вылез из байдарки, 2 - подержал вторую для устойчивости, 3 - это самое, ну и дальше сел с другого камня и отчалил. В точках подробная информация хранится. Отдельно конечно же можно метки сохранять. К примеру, я сохранил несколько точек, где в подмосковных лесах грибы собираю. В местах их наибольшего скопления. Очень показательно: через год идёшь по навигатору, приходишь на точку, отрываешь взгляд от экрана - о, грибы! И это в суровом еловом лесу. Работает от пальчиковых батареек, можно загружать сканы карт генштаба там нет Америки. Конечно расслабляет, но удобно очень. В отличие от вшитых в мобилки навигаторов и карт, он кроме существенно более точного позиционирования (ЖПС+Глонасс) ещё и карты имеет соответствующие туристические, где просеки всякие в лесах показаны, линии электропередач или вот фарватер на воде итп.
Радиостанции были не более чем забавой, проверить их максимальную дальность после прошивки так и не удалось - ни разу не понадобилось так далеко связываться. Заряда хватило на весь вояж при бережном использовании. Но тоже удобно, не надо орать особливо против ветра, можно спокойно всё обговорить: «Алый», я «Неугомонный», примите вправо, делаем привал. Но они без защиты от воды, поэтому по лесу козырно (тоже при сборе грибов раздельными группами помогает хорошо), но на байдарке надо что-то с защитой от ныряния.
Короче говоря, несмотря на то, что поход на байдарках может стороннему человеку показаться более сложным нежели обычный пеший, уверен, что такой вариант как раз более предпочтителен для желающих на недельку убежать от цивилизации, но не испытывать при этом суровых тягот и лишений. С едой проще, мест можно посетить больше - грести с вещами в байдарке 15 км в день куда проще чем нести даже половину этого всего половину расстояния. Ну это так по мне. Конечно и не такое таскали, но удовольствие весьма специфическое. А уж ежели по спокойной воде путешествовать, так вообще - плыла, качалась лодочка по Яузе-реке. Один сплошной кайф.
Ну, всем удачи!