Об искусстве вообще и о театральном в частности

Oct 06, 2014 10:16

Умер Юрий Любимов. Всю сказочную феерию о нём выложат либерасты, типа Сванидзе, а мне хочется сказать о другом - о роли искусства в нашем странном и противоречивом обществе.
Начать придётся таки с упоминания Юрия Любимова. Надеюсь, многие в курсе того скандала, который несколько лет назад произошёл между режиссёром театра Любимовым и его артистической труппой. СМИ и прогрессивная общественность скандал тогда обсудили, обсосали, но мало кто из случившегося сделал вывод о настоящей роли искусства в обществе.
А он напрашивается сам собой: искусство, якобы предназначенное увлекать человека к светлому и прекрасному, на самом деле никого к лучшему не меняет, поскольку даже сами носители его в народ, «пламенные факелоносцы» не поддаются воздействию прекрасного, которое в таком количествое в их атмосфере пребывает. Что искусство - это лишь зрелище, область развлечения, занятие времени, утоление любопытства.

Вывод этот для хорошо обустроившихся (в т.ч. и на государственной шее) актёров, театров и кинообъединений нелицеприятный и совсем не нужный, ибо все они дружно стараются утвержать обратное. Сколько услышано нами пафосных актёрских речей - «Я тружусь в театре, чтобы люди хоть чуточку стали чище!», «Я служу в театре, чтобы у людей хоть на какое-то мгновение пробудилась душа!», «Я выхожу на сцену, чтобы люди хоть на минутку услышали своё сердце!», «Какое это счастье, видеть на спектаклях человеческие слёзы, понимать, что ты подвёл зрителя ещё на одну ступеньку к прекрасному!». Ну и так далее, в таком же духе.

Режиссёры, соответственно вкладывают в свои уста мысли о том, что они приступают к съёмке фильма, к постановке спектакля с тем же для всего прогрессивного человечества результатом: «Чтобы у людей пробудилась душа! Чтобы люди услышали своё сердце! Чтобы зритель поднялся ещё на одну ступеньку к прекрасному!»

Общество настолько поверило всем этим самоотверженным устремлениям представителей «искусств» (при такой раскрутке народу куда деться-то?), что актёрская ликивидность в последние 30 лет подскочила под самые облака! Если раньше открытка с актёром порождала средь девушек пубертатного периода безсонные ночи на белоснежной девичьей подушке; женские красивые и романтические лики тайной смутной силой терзали неокрепшие юношеские сердца, то сегодня артист - бог, небожитель, совесть нации и эксперт по любым вопросам, вплоть до гинекологических. Ну, и само-собой, в особом «тренде» у них почти что фирменный либеральный вопрос - «Как нам обустроить Россию»?

И вот склока в любимовском театре, где участники с обеих сторон - те самые, несущие всеблагой свет артисты и режиссёры остались между собой один на один. Никак уж не получится вклинить в этот скандал «быдло-персонал» какой-нибудь гостиницы или хамов-журналистов-фотографов, на которых можно списать все причины. Как говорится, все свои.

Совершенно однозначно и неприкрыто предстала причина конфликта. Она совсем лишена пафоса и романтизма, каких-либо призывов к прекрасному и незапятнанному. Это - деньги. Деньги, деньги, без опосредованной маскирующей цепочки, что типа, это творческие споры или борьба великих уникальных характеров. Да-да, принцессы, оказывается того, тоже ходят по большому и по маленькому.

Очень наглядно здесь просматривается, что все эти рассказы «о преображении человека и человечества» - обыкновенная вата, которую с придыханием втюхивают честному народу артисты и режиссёры, втюхивают комментаторы «прекрасного» - разного рода вульфы и радзинские. Втюхивают с придыханием и обморочными от экстаза глазами, при этом как можно тщательнее скрывая истинные и глубинные мотивы подавляющего большинства «людей искусства»: быть на вершине славы и не быть бедным.

Это раньше артистов называли тем, кто они есть - лицедеи. Не какие они не боги, а люди с набором пороков и желаний, который присущ большинству, но вдобавок, обладающие дьявольской способностью легко изрекать ложь. За что, собственно говоря, их боялись, запрещали оставаться на ночлег в городских пределах, и никогда не хоронили на обычных кладбищах.

Что же принёс нам в сухом остатке вышеупомянутый скандал? Препечальнейшую картину: высокое искусство, какую бы высокую задачу оно не ставило, ничего в своих носителях не меняет, никакие пороки оно в них не изживает. Искусство для них лишь как красивое платье, в которое облачается подиумная модель. Одели, прошлись, сняли. А может ли кто опровергнуть предположение, что в самой глубине души (а может, и вовсе без глубин) модель желает прежде всего показать СЕБЯ в платье, а не ПЛАТЬЕ на себе?

P.S. Я не сомневаюсь, что под мои выводы попадают не все актёры, режиссёры и не всё искусство со своими замечательными традициями и возможностями. Безусловно, есть примеры обратного, есть творческие личности, труд которых действительно обогатил чьё-то сознание, поменял чью-то жизнь к лучшему. Я только сомневаюсь, что это из серии лживого либерального искусства.
Previous post Next post
Up