Эксклюзив

Oct 05, 2011 21:46

"Да ничего особенного - обычная переводческая рутина. Книжку во Франции купил, привлекла серия, а не автор, люблю неформат."
Сказал автор перевода отец Григорий Побожин.
С его разрешения публикую . Книга большая, выкладывать буду по частям. Итак, предисловие и введение.



иллюстрация - "бурсаки".

Свято-Юрьев мужской монастырь

Эрик Денималь
.
Библия для «чайников»

Великий Новгород

2010

Предисловие.

Одна бабушка решила познакомить свою внучку с Библией. Она удобно устроилась в комнате девочки и начала читать: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И был вечер, и было утро: день один…».
Дальше она рассказала о событиях второго дня, о разделении океанов и земли. Затем, о третьем дне - о появлении растительности. О четвертом дне - о сотворении звезд…
Бабушка внезапно остановилась и решила послушать саму девочку:
- Тебе интересно, что я тебе читаю?
Маленькая девочка оживленно ответила:
- О, да! Всегда интересно знать, что Бог еще придумает!
Предлагая вам эту довольно смелую книгу, «Библию для «чайников»», нам бы хотелось вызвать в вас то же любопытство, а то и такой же энтузиазм, что и у этого ребенка. Слово же «энтузиазм» буквально означает появление возбуждения, внушенного богами!
Библия - труд религиозный, это неоспоримо, но это также и рассказ о великом приключении человека, всенародная сага, зеркало для всех народов!
Она задерживается на таинственном появлении, одновременно ясном и непостижимом, как бы закодированном, Бога-Творца, инициатора грандиозного проекта, которого пытаются, так сказать, расшифровать из поколения в поколение, из эпохи в эпоху. Его - существующего во времени и в то же время вечного!

Правда, для «чайников»?

Некоторые читатели, возможно, удивятся, что такая «священная» книга, как Библия, оказалась в этой серии «Для «чайников»». Издателю и автору задавалось много вопросов: «Не слишком ли это непочтительно по отношению к Библии? Не слишком ли это рискованно для читателей? А это вообще не иконоборчество?». Однако этот труд был вдохновлен текстом из самого Евангелия.
Однажды Иисус обедал у некоего Матфея, того, который станет автором одноименного Евангелия. Но Матфей был человеком недостойным с точки зрения людей религиозных и некоторых верующих того времени. Они удивлялись и задавались вопросом, как такой человек, как Иисус, может общаться с такими людьми, известными как ужасные грешники. Иисус услышал эти толки и возмутился. Имея в виду этих непреклонных людей, он произнес: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные!».
Этими словами Иисус хотел сказать лишь следующее: «Вы считаете себя сильными, добрыми, уважаемыми? То есть, вам я не нужен! Вам достаточно и вас самих. Я же здесь ради тех, кого вы считаете ничтожествами!».
Конечно, это довольно вольное прочтение евангельской цитаты, но оно вполне в библейском духе.
Кроме того, одной из самых замечательных речей Иисуса является Нагорная проповедь, которая начинается следующими словами: «Блаженны те, кто считает себя нищим духом, ибо они узрят Бога». Такая весть уж точно «для «чайников»»!

Осмотрительность.

Довольно опасно представлять Библию без ссылки на авторитет различных Церквей и религиозных движений, которые ее широко использовали и вдохновлялись ею при основании разнообразных религиозных систем и многочисленных богословских схем, не говоря уже о бесчисленных толкованиях какого-нибудь текста, зачастую таинственного, который все еще нуждается в расшифровке.
Поэтому роль «Библии для «чайников»» не в том, чтобы предлагать толкования, то или иное богословие, различные религиозные построения. Вот почему автор ограничился тем, что представил текст Библии так, как это делают с любым литературным произведением, даже если его невозможно трактовать, совершенно оставив за бортом целые века размышлений над ним. Тем не менее автор пытается быть нейтральным, не идти (разве что изредка) вслед за богословскими трудами, более или менее современными, или толкованиями всех мыслимых, как иудейских, так и христианских, конфессий.
Не так уж сложно представить другую подобную работу, посвященную «Богословию для «чайников»» или «Библейским толкованиям для «чайников»», но все это не является предметом книги, которую вы держите в руках.
И все же невозможно полностью игнорировать такие проблемы, как аутентичность некоторых текстов или историчность некоторых событий и даже персонажей. Но цель в этом случае преследуется другая. В этой книге автор останавливает свой выбор на общепринятой традиции и напоминает, что, например, датировки, предлагаемые для редакций различных частей Библии, зависят от случая.

Автор.

Эрик Денималь (родился в 1953) родом из Северной Франции. Богослов и журналист, он является автором пятнадцати работ, к которым относятся «Нравиться Богу» и «Да, мы протестанты». Автор нескольких сотен статей, он получил репутацию человека, обладающего свободной, убедительной речью, иногда даже вызывающей беспокойство. Лектор, объездивший все франкоязычные страны, он зачастую предлагает актуальные лекции с замечательным библейским анализом и изрядной долей очень своеобразного юмора. Проживая в Дроме с 20 лет, он управляет там издательским домом и большую часть времени посвящает написанию статей и книг. Женат, отец троих детей.

Введение.

Итак, вы приступаете к одной из чудеснейших тайн, в самые глубины Бога, не только почитаемого христианами, но Бога, который предстает перед нами как вселенский, как Бог всего мира.
Библия обладает уникальным характером по отношению к другим священным текстам разных религий, стремящихся придать смысл жизни человека и миру. Вы познаете этот божественный характер самым непосредственным образом, как разумом, так, быть может, и сердцем, познаете того Бога, который не может никого оставить безразличным. Приступая к библейской полноте (во всех смыслах этого слова), к Библии, предстающей перед нами как Слово Божие, вы откроете для себя мир, о котором и не подозревали, зачастую сознательно скрываемый, если не сказать - присвоенный, своими почитателями.
Именно Иисус сказал: «Отдавайте кесарю кесарево, а божие Богу». Трудно в целом последовать этому совету, но эта книга поможет вам в этом, по крайней мере, хотя бы в малой степени.

Знаменитая неизвестная.

Предположительно 40 миллионов экземпляров Библии распространяются ежегодно в мире. Ни одна книга не может похвастаться таким размахом распространения со времени изобретения Гутенбергом книгопечатания в 1451 году. Да и первой книгой, вышедшей из-под его станка, была как раз Библия.

Анекдот:

«Когда Гутенберг печатал первую с момента своего изобретения (ручной набор) Библию, он с пафосом заявил: «Окрылим истину!»».

Во Франции ежегодно продается или раздается в среднем 280 000 экземпляров Библии. К этой цифре, сравнимой с лучшими продажами популярных авторов, следует добавить впечатляющее количество распространяемых экземпляров Нового Завета (не менее, чем в пять раз больше, чем полных Библий).
Подобный успех книжных продаж тем более поражает, что Библия зачастую остается книгой неизвестной, если не сказать - полностью забытой. Конечно, в Библии есть много историй, из которых некоторые стали совершенно классическими: например, история Ноева ковчега, история Моисея и исхода из Египта (спасибо кино и мюзиклам!), история Давида и Голиафа и, естественно, история Иисуса, по крайней мере, в общих чертах. Однако это не мешает тому, что целые сотни страниц остаются неизвестными большинству людей, включая христиан, которые тем не менее заявляют о своей преданности этой книге.

Давным-давно… (и так три раза).

Хотите верьте, хотите нет, но необходимо отметить, что Библия лежит в основе нескольких цивилизаций и стоит у истоков трех великих монотеистических религий - иудаизма, ислама и христианства.
Для иудаизма источником веры является Ветхий Завет, особенно Тора, состоящая из пяти первых книг этого самого Ветхого Завета.
Для христианства Ветхий Завет и Новый Завет, составляющие вместе Святую Библию, являются основанием веры.
У мусульман в Коран включены несколько частей из Ветхого Завета и несколько значительных фигур из этой книги, включая Иисуса, понимаемого в качестве пророка.
Наиважнейшей из общих для всех трех религий фигур является никто иной, как Авраам, представленный в первой книге Библии и называемый отцом верующих.

Нечто гораздо большее…

Понять значение Библии и узнать о сути ее вести - это не только получить кое-какие анекдотические сведения или иметь возможность пользоваться подсказками из мировой культуры. Это значит соприкасаться с глубинным смыслом и назначением человечества. И не только на религиозном уровне.
Мы могли бы представить Библию просто как неоспоримый литературный памятник. Мы могли бы ее представить с точки зрения ее неоценимого исторического и социологического вклада в области понимания всякой цивилизации. Мы могли бы определить ее как священную книгу для значительной части верующих. Мы могли бы ее обозначить как квинтэссенцию человеческой мудрости. Мы могли бы сделать из нее мистическое объяснение мира… Однако Библия - это все это, но и нечто гораздо большее.
Итак, открывая эту книгу и параллельно саму Библию, вы приступаете к разработке золотоносной жилы, в которой сокрыты неоценимые сокровища. Никаких сомнений, что вся эта информация и все эти сведения, быть может, новые для вас, откроют вам непредставимые горизонты, которые станут для вас, если не спасительными, то, в любом случае, источником невероятных богатств.
Давно пора развеять мифы о Библии, по крайней мере, для того, чтобы сделать ее более мистичной, исполненной тех тайн, которые придают энергию жизни и смысл отсутствию ответов.

Как пользоваться этой книгой.

Библия, изданная в относительно обычном формате, это книга в тысячу страниц. Этот впечатляющий труд на самом деле является собранием книг, написанных в разные эпохи добрыми сорока иногда совершенно разными авторами, не всегда на одном и том же языке и уж тем более не в одном и том же стиле. Для читателя оказывается невозможным на протяжении всего процесса чтения оставаться, так сказать, в одних и тех же очках.
Для того, чтобы приступить к изучению Библии, представить ее и проанализировать, возможно употребление некоторых формул, каждая из которых имеет свои преимущества. Для этого необходимо было составить некий список заметок на полях и придумать способ, чтобы сделать весь корпус текстов ближе к читателю.

Организация книги.

Вот в общих чертах представление, сделанное для того, чтобы позволить вам, так сказать, раскрыть Библию.
Часть первая: расшифрованная Библия.

Первая часть дает довольно общее представление о Библии. В первую очередь мы сообщаем вам информацию об этой неординарной книге, определяя ее композицию, форму и значение переводов, поскольку оригинальные тексты написаны на древнееврейском и древнегреческом языках, иногда на арамейском - диалект, на котором, например, говорил сам Иисус.
Если Библия и приводит истории, то у нее самой есть своя история: ее авторы, ее композиция (поскольку речь идет о собрании книг, то как происходил выбор между той или иной книгой, прежде чем включить ее в общий свод книг?), сохранение и передача на протяжении веков. Именно с этого начинается рассказ о самой древней в мире традиции письменной передачи.
Как только вся эта «масса», которую представляет собой Библия в своей полноте, описана, в дело вступают главы, которые посвящены общему представлению о каждой из 66 книг, составляющих христианскую Библию (Ветхий и Новый Заветы). Книга за книгой, мы будем давать вам сведения об авторе, времени редакции или упоминаемых событий, об основном смысле книги и приводить несколько отрывков, позволяющих почувствовать стиль и общую атмосферу.

Часть вторая: Ветхий Завет - непревзойденная эпопея.

Затем вторая часть этой работы предложит линейное прочтение Ветхого Завета. Именно таким образом вы придете к тому, чтобы вернуться к чтению Библии с самого начала и проследить за всей историей в хронологическом порядке. Настоящий роман, разворачивающий повествование от персонажа к персонажу.
Эта часть гармонично дополнит первую, несколько более техническую; она позволит вам почувствовать, через повествование, великую библейскую эпопею.

Часть третья: Новый Завет - Евангелия и Деяния.

Третья часть затрагивает Новый Завет, с Евангелиями и жизнью первых христиан, т.е. с распространением христианства. Портрет Иисуса дополняет эту часть, сконцентрированную на этом персонаже. Затем будет рассмотрено каждое письмо (послание) Нового Завета, равно как и его автор. Здесь речь идет о применении, на пастырской практике, христианских учения и этики. Эта важная часть заканчивается объяснением Апокалипсиса святого Иоанна, поучительного произведения, закрывающего Библию.

Часть четвертая: общество под влиянием Библии.

Четвертая часть, в большей степени анекдотичная, но не менее интересная, предлагает серию информационных элементов о влиянии Библии на различные области, не являющиеся строго религиозными: разные виды искусства - от литературы до кино, здесь же и музыка.

Часть пятая: часть десяти.

В конце книги вы найдете несколько советов, как читать Библию, а мы уверены, что вам захочется узнать ее получше после прочтения этой работы.
На протяжении вашего чтения анекдоты, «крупные планы», исторические уточнения о том, что могло происходить в это же время где-то в другом месте мира, будут привносить дополнительные богатые сведения в повествование.
Обилие библейских цитат не только предлагает хороший выбор текстов, но и просвещает читателя по поводу содержания или даже содержаний Библии. Выбор цитат (почти по одной на каждую библейскую книгу) делался с целью показать различные стили редакции и продемонстрировать то, что красной нитью проходит через всю бесконечную историю. Таким образом - «крупным планом» - представленные тексты являются отрывками из недавних и доступных изданий Библии.
Вы сможете также обратиться к глоссарию, в котором резюмируются и даются определения трудным или специальным словам, обнаруженным в процессе чтения.

Символы, используемые в этой книге.

«Зарубка». Она здесь для того, чтобы побудить вас остановиться на какое-то время, что позволит вам лучше усвоить то, о чем идет речь.

«Крупный план». Здесь приводится отрывок из той библейской книги, общее описание которой вы только что прочитали. У вас, таким образом, появляется возможность оценить стиль (поэтический, прозаический, предписывающий) этой книги или ее автора. И тут вы раскроете, безо всякого комментария и в читабельном, современном переводе, библейскую цитату во всей ее простоте, со всеми ее шероховатостями.

«Важное сообщение». Перед вами библейский текст, и от него никуда не денешься; он предлагает вам основной смысл заложенной в нем вести, определяющий элемент, присущий Библии. Необходимый для понимания смысла и сути библейской вести.

«Анекдот». Пусть будет! Небольшая деталь, историйка, анекдот, который иногда не замечается на фоне самого библейского текста, но который представляет неожиданные повороты и курьезы, заключающиеся в нем.

«На заметку». Нетрудно понять, да?

«Для любопытных». В Библии хватает всяческих диковинок, необычных случаев, удивительных деталей. На них уж точно надо хотя бы ненадолго остановиться!

«А в это время где-то…». Библия охватывает несколько веков истории, сконцентрированной на Израиле, иудейском народе, евреях. Но если ее, так сказать, прожекторы направлены только на этот регион и на этот народ, то в это время где-то в мире обязательно что-нибудь происходит.

«Пророчество Ветхого Завета». Мы предлагаем вам текст из Ветхого Завета, считающийся пророчеством, исполнение которого было отмечено в Новом Завете. Это уже, естественно, относится к толкованию.

Оглавление, которое не оглавление.

Открыв эту книгу, вы, быть может, быстро перелистали оглавление и сразу начали читать предисловие и это введение. Однако не стесняйтесь вернуться к нему. Мы стремились сделать его очень подробным и насколько возможно полным, чтобы вы могли управлять процессом чтения - будь оно последовательным или тематическим, на основе представленных идей или появляющихся в повествовании персонажей.
Вы также можете комбинировать процесс чтения. Так, когда в какой-то главе или в каком-то параграфе говорится о той или иной эпохе, приводится тот или иной персонаж, вы можете обратиться к оглавлению, чтобы найти другой, более полный параграф, посвященный вышеупомянутому персонажу.

Текст будет публиковаться и здесь

КОМНАТА С ТЕЛЕФОНОМ, Каптерка

Previous post Next post
Up