Jul 15, 2011 17:06
Рецензировать шедевр довольно неприятно. Его невозможно дополнить, через гения с нами говорит бытие и добавлять что либо к этому гласу бессмысленно. В случае с « Антихристом» это глас пораженной грехом природы . Именно природа - главный герой фильма . Это практически натурфилософия , выраженная визуальными средствами. В ситуации, когда философия невозможна, картину мира приходится создавать режиссеру. Вернее природа сама рассказывает о себе. Показывает себя с экрана.
Герой и Героиня не имеют имен - природа безлика. В эпилоге она предстает безликой женской массой, поглощающей Героя. И эта же природа называет себя , устами Героини, церковью Сатаны . Она напоминает современному человеку о том кто же князь мира сего . И на протяжении всего фильма эта евангельская истина показывается со всей очевидностью. Героиня поняла это задолго до событий пролога, Герою же только предстоит это познание, а вместе с ним узнаём и мы.
По сути Герой просто один из нас он типичный современный интеллектуал, который кажется знает все . Он психоаналитик и может объяснить что угодно . Кажется ничто не может его удивить. Он искренне верит , что жена больна, и он обязательно ее вылечит. Но болен весь мир, больна вся природа , а он просто пребывает в своих иллюзиях, внушенных современной цивилизацией. Он верит в разум , в его способность вылечить болезнь, все исправить и упорядочить. Но оказывается, что разум всего лишь нелепое порождение этой самой болезни. Природа в лице женщины играет с ним как хочет, обещая наслаждение и причиняя боль, чтобы в конце концов окончательно поглотить в эпилоге.
Фильм стал результатом разочарования фон Триера в христианстве, глядя на мир он не увидел в нем места для Бога и дал реальную картину лишенной благодати природы. И если прежние фильмы режиссера несли на себе оттенок гуманизма, в них можно было увидеть веру в конечную доброту человека, то здесь он ставит жесткий диагноз - человек изначально зол и ничего не способен в себе исправить. Он доходит до самых глубин человеческой души и заставляет нас ужаснуться бездне греха, которую он там видит. Этот опыт во многом сходен с опытом христианских святых, вглядываясь внутрь себя они видели это зло и изнуряли свою плоть, фактически уничтожая ее. Древние патерики могут ужаснуть современного человека, нам кажутся дикостью эти бесконечные самоистязания, которым подвергали себя святые, чтобы избавиться от греха, заложенного в самой природе человека. И только так можно понять почему они считали себя хуже всех людей, просто они слишком хорошо себя узнали и ,кажущийся нам диким, их аскетизм это простое следствие их глубокого познания собственной природы. Современный человек боится подобного, боится себя, предпочитая поверхностную жизнь, и фон Триер показывает, что будет, если человек реально попробует быть самим собой, быть таким каким требует его греховная природа, показывает то, что гордо называет себя венцом творения. Видимо та длительная депрессия, пережитая режиссером , когда по собственному признанию он думал, что уже никогда не сможет снимать, и была опытом самопознания, после которого он решился снять подобный фильм.
Но фильм не имеет отношения к психоаналитическому копанию в человеческом подсознании - « Доктор Фрейд умер.», как говорит героиня, да и женоненавистничества в стринберговском духе, чье влияние приписывают режиссеру, в нем нет. « О том как я отношусь к женщинам спросите у моей жены» - отвечал фон Триер на эти обвинения. Фильм метафизичен , не имеет отношения к психологии и его никак нельзя свести к проблемам взаимоотношения полов.
Пролог напоминает идиллию, пара занимается любовью, все кажется счастливы и снег мягко падает за окном, ария Генделя лишь подчеркивает идеальность происходящего. Здесь же мы видим три фигурки, это Трое нищих - Скорбь, Боль , Отчаяние. Этот образ проходит через весь фильм и становится символом человеческой жизни.
Идиллия быстро заканчивается в ребенок падает из окна и разбивается , как раз в тот момент когда женщина испытывает оргазм. Наступает Скорбь.
В первой части герой пытается бороться со скорбью жены, применяя все методы психоанализа. Они отправляются в лес с символическим именем- Эдем. Это странный Эдем, место где земля горит под ногами и растет большое полумертвое дерево. Там герою предстоит понять, что такое природа на самом деле. Что поняла его жена прошедшим летом занимаясь диссертацией на модную тему женоненавистничества. Кем стала эта гордая феменистка, не верящая как и он ни во что, кроме разума. Часть заканчивается встречей с оленем в утробе которого мертвый олененок. Смерть ребенка вызвала скорбь, но это далеко не конец.
Во второй части приходит Боль. Природа показывает свое лицо, казавшееся красивым становится уродливым. «Природа - церковь Сатаны»,- заявляет героиня, -«это его дыхание». И герой начинает осознавать, что дело не только в скорби от потери ребенка, его жена поняла нечто над чем он даже и не задумывался никогда. Его смутные опасения подтверждает мертвый Лис, говорящий человеческим голосом» Хаос правит всем». Это древняя мудрость. Именно из Хаоса возникает мир и к нему он должен вернуться. Боль переходит в Отчаяние.
В этой части герой наконец понимает что случилось с его женой прошлым летом. Он находит материалы диссертации и жена обьясняет ему, что сделала совершенно неожиданные выводы из своих исследований. Если человеческая природа зла, то это распространяется на всю природу, женщины не управляют своим телом ими управляет природа, ну а природой управляет понятно кто. И она показывает герою эту дьявольскую природу во всем ее размахе. Одновременно герой узнает почему результаты вскрытия показали деформации. ступней у их сына. На всех фото ботинки одеты неправильно, это при рода требует возвращения назад в хаос, где правое становится левым и наоборот.
Женщина природа показывает свою силу. Она хочет одного - обладания. Не стоит описывать грубые и кровавые сцены, но они как ни странно к место. Именно секс привязывает людей друг к другу и делает их рабами. Стремясь привязать к себе героя, женщина приковывает его, но ему удается выбраться и залезть в нору. Но там мертвый ворон - символ отчаяния выдает его местопребывания. В четвертой части 3 нищих сходятся вместе. Женщина снова раскрывает себя, она смеется и издевается над героем - «плачущая женщина - манипулятор», «лживы ноги и глаза, груди, зубы, волоса» . Мы снова видим сцены пролога и понимаем, что женщина видела, что происходит с ребенком, но не остановила его - природа безжалостна к своим детям.
Чтобы освободиться мужчина вынужден ее убить. Да она и сама себя ненавидит. «Все это не имеет смысла» - эта фраза героини резюмирует наше бытие. Приходят трое нищих - Олень, Лис и Ворона. Они сопровождают человека от начала жизни до ее конца. В эпилоге герой снова наедине с природой, и она является ему в виде множества безликих женщин, поглощая его своей массой.
Посвящение Тарковскому выглядит издевкой, но это прощание с учителем , да и с прежним Триером, который еще верил в человека. У Тарковского в «Жертвоприношении» женщина природа спасает человечество от смерти и дает ему новый шанс. Секс главного героя с ведьмой обновляет мир, подобно аналогичному акту древних царей с богинями природы. У мира « Антихриста» никакого обновления быть не может. Такой мир не должен существовать. « Да прейдет мир сей» говорит режиссер вместе с первыми христианами. Увы он не может сказать вместе с ними -« Да приидет Царствие Твое»
Фильм не был принят на Каннском фестивале, совсем недавно режиссера объявили фашистом и персоной нон грата в Каннах. Люди не хотят знать о себе правду, Триер их испугал.
БЕРЛОГА,
ЧЕРНЫЙ УЧЕБНИК,
КОМНАТА С ТЕЛЕВИЗОРОМ