Вторые скрипки

Jul 07, 2013 23:13

Представьте, что Вы - гениальный композитор и Вас неожиданно вызвали на музыкальную дуэль. Ваш соперник начал поединок, исполнив два произведения. Сперва он сыграл милую вещь, написанную в вашем стиле. А потом - что-то высокотехничное, искрометное, с использованием эффектной техники, которую он оттачивал годами. И вы такой эффектной техникой не владеете. Как Вам поступить?

Однажды в такой ситуации оказался Моцарт. И он сумел победить в этой дуэли, сыграв… «Twinkle, twinkle, little star». Но обо всем по порядку.

В 1781 году будущий российский император, а тогда еще Великий князь Павел Петрович вместе с супругой Марией Федоровной и свитой отправился в путешествие по Европе. В свите Павла находился Фридрих Клингер, который был женат на единоутробной сестре Павла (внебрачной дочери Екатерины Великой и графа Орлова). Клингер был адъютантом Павла и чтецом Марии Федоровны. Мировая литература обязана Клингеру сюжетом «Фауста». В молодости Клингер был дружен с Гете, который позаимствовал сюжет для своей поэмы из романа своего друга. А русская литература обязана Клингеру сюжетом «Сказки о золотом петушке». Пушкин позаимствовал сюжет для своей сказки из новеллы Клингера.

Зимой 1781 года знатные русские гости прибыли в Вену, где их принимал император Иосиф II. И вот в сочельник австрийский император позвал своих гостей на удивительное событие: музыкальную дуэль. Состязаться должны были два молодых, но уже очень известных композитора и исполнителя. Один из них известен всему миру, и если задуматься - чего достигла наша цивилизация? какой смысл в ее существовании? - то весьма вероятно, что ответом на эти вопросы будет его музыка. К примеру, вот какое чудо он написал. Вернее, вот какое чудо он напишет несколько лет спустя, ведь сейчас у нас 1781 год на дворе и Моцарту всего 25 лет.

image Click to view



Вторым участником дуэли был 29-летний Муцио Клементи. Талантливый композитор, усердный и старательный виртуоз, которому (1781-й, да?) еще предстоит многое сделать для развития музыки в Европе. Среди придворных интерес к дуэли добавляло то, что оба приглашенных музыканта о ней не знали, и придворные даже делали ставки. Когда Моцарт и Клементи прибыли к императорскому двору им сообщили, что император Иосиф II устраивает дружеское состязание. И, как мы уже знаем, Клементи эффектно начал эту дуэль.

Важное отличие композитора от исполнителя заключается в способности импровизировать. В способности видеть музыку живой и развивающейся, а не зажатой в пяти линиях. Лет двадцать спустя Бетховена трижды будут вызывать на музыкальную дуэль разные виртуозы, и трижды он будет громить их своими импровизациями. Увы, эти импровизации не сохранились. Но, по счастью, до нас дошли несколько импровизаций Моцарта. Его старшая сестра Наннерль, тоже виртуоз-пианист, как-то написала ему, что ей плохо удаются импровизации и попросила прислать ей одну из своих. Тогда Моцарт записал и прислал ей свою Фантазию.

И в состязании с Клементи Моцарт мудро выбрал для исполнения одну из своих Фантазий. А потом сыграл 12 очаровательных вариаций на старинную мелодию, которую мы сейчас знаем под названием «Twinkle, twinkle, little star».

Император Иосиф II и придворный композитор Карл Диттерсдорф деликатно сформулировали, что и Моцарт, и Клементи оба искусны, но у Моцарта есть еще и тонкий вкус.

Особого внимания заслуживает си-бемольная соната Клементи, которую он играл на этом состязании. Позже он велел всем издателям своих нот, которые ее печатали, добавлять к нотам фразу о том, что эта соната была сыграна в 1781 году в присутствии Моцарта. Вот так звучит первая часть этой сонаты:

image Click to view



Так во дворце у императора Иосифа II в сочельник 1781 года Фридрих Клингер, написавший сюжет «Фауста», слушал Муцио Клементи, написавшего одну из тем «Волшебной флейты».

известное известно немногим

Previous post Next post
Up